Музейный квартал

Директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов не опасается прослыть ни мечтателем, ни ретроградом...

Директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов не опасается прослыть ни мечтателем, ни ретроградом. Не боится скомпрометированного еще в советскую пору слова «госзаказ», уверен, что когда–нибудь его идея создать в Минске целый музейный квартал, посвященный одному только изобразительному искусству, обязательно станет реальностью, и уже сегодня готов держать двери своего музея открытыми почти до утра... Правда, встретить своих ночных гостей на пороге музея лично сейчас Прокопцов не сможет — пока Минск празднует День города, в Питере проходит конференция директоров национальных музеев. Но к открытию скульптурной композиции «Утро художника» во дворике Дома Ваньковичей в воскресенье утром надеется успеть — слишком уж долго филиал Национального художественного музея ждал этого события...


— Скульптуру Ваньковича музей заказал Владимиру Слободчикову еще в 1997 году, — вспоминает Владимир Иванович. — Увидев первоначальный эскиз — стандартный бюст на колонне, я стал категорически возражать, все–таки это не надмогильный памятник! Концепцию поменяли... По–моему, то, что получилось в итоге, — большая творческая удача и скульптора, и архитектора Юрия Казакова. Даже современного национального искусства, если хотите.


Ведь работы, связанные с национальной историей, появляются сейчас так редко. Причем не только в скульптуре, но и в живописи. А тематические выставки по–прежнему проходят! Но когда для художественного проекта, посвященного юбилею победы под Грюнвальдом, даже именитый художник может себе позволить предложить растиражированную фотокопию своей картины, по–моему, это уже за гранью добра и зла... При том, что сегодня уже нельзя сказать, будто изобразительное искусство вытесняется на задворки национальной культуры, подтверждением может служить хотя бы республиканская выставка «Зямля пад белымi крыламi», открывшаяся в нашем музее на прошлой неделе. Да, было время, когда такие смотры считались обычным делом и в обязательном порядке проходили накануне съездов союза художников, но попыток серьезно оценить потенциал нашего искусства не предпринималось уже лет 30. А ведь там были настоящие явления, открытия... Были! Скоро «Зямля пад белымi крыламi» презентует выставку Белорусского союза художников, и я уверен: больших открытий там не будет.


— Почему же?


— А потому, что госзаказа нет. И по–настоящему серьезных работ нет... А вспомните хотя бы Данцига — Минск, увиденный его глазами, уже стал классикой, но и сегодня способен вызывать восхищение. Ну а кто так же ярко запечатлел облик сегодняшнего Минска? Увы... Кстати, у меня есть одна идея, я даже обсудил ее с председателем Мингорисполкома Николаем Ладутько. Возможно, в следующем году удастся провести пленэр, посвященный Минску, и хорошо бы, чтобы художники сами выбрали, какие места для них здесь особенно дороги. К следующему Дню города можно сделать красивую выставку в Национальном художественном музее.


А как выживает сегодня наша творческая молодежь? Материалы дорогие, аренда за мастерскую грабительская (и хорошо еще, если мастерская вообще есть) — куда молодому художнику податься? Только в салон. А мог бы писать достойные, профессиональные картины...


— Для музея?


— Конечно. Ведь что такое музей? Концентрация искусства и времени! Это замечательно, что есть фонд Президента по поддержке талантливой молодежи, что первое рабочее место выпускнику академии искусств гарантирует теперь художественный комбинат, но как молодому человеку реализовать свой талант и знания дальше, когда нет госзаказа? Остается только писать коммерческие картины.


— Сколько копий сломалось в дискуссиях о госзаказах! Гарантия работы и заработка — дело, конечно, хорошее. Но, с другой стороны, госзаказ всегда ограничивал свободу художника.


— Не стоит вспоминать прошлый опыт, когда по итогам выставок, проходивших во Дворце искусства, лучшими назначались произведения, посвященные, например, Октябрьской революции. Но конкурс на лучшую работу года в живописи, графике, скульптуре должен быть. И пусть в нем на равных участвуют народные художники и вчерашние выпускники. Пусть будет творческая состязательность... А такие выставки, как нынешняя «Зямля пад белымi крыламi», можно проводить, к примеру, раз в три года, поднимая тем самым профессиональный уровень нашей изобразительной культуры.


— Но и сегодня нельзя сказать, что этот уровень так уж низок...


— Нельзя. И за пределами Дворца искусства или музея художественная жизнь не останавливается. Наши художники сами устраивают выставки, причем часто за рубежом, добиваются там признания, однако для значительной части своих соотечественников остаются неизвестными... С другой стороны, кто бы из них чего ни достиг за границей, все хотят вернуться на родину, быть признанными дома. Скоро у нас открывается выставка Бориса Заборова, идут переговоры с Заслоновым и Задориным, сейчас они также живут во Франции... Понимаете, у государства должна быть четкая система работы с художниками. Это не значит, что всех надо загнать в какие–то рамки. Но должны проводиться свои международные фестивали, бьеннале...


Кто  и где видит, что создало сегодняшнее поколение мастеров? В запасниках нашего музея хранится 15 тысяч произведений современных авторов, однако показывать их негде. Сейчас у музея больше 30 тысяч экспонатов, а в постоянной экспозиции выставлено всего лишь 7 процентов. Больше половины ценностей из нашей коллекции, кроме хранителей, не видел вообще никто и никогда! Не хватает площадей... Собственно, поэтому в следующем году мы отказались работать в режиме галереи, будем выставлять только то, что накопилось в нашей коллекции.


— Иными словами, то, что уже может считаться эталоном хорошего вкуса?


— Пожалуй. Но музей — это не только хранилище экспонатов. Это не мертвая структура! Постоянно надо искать новые формы существования... Например, по случаю праздника города наш музей будет открыт до 3 часов ночи, причем и в субботу, и в воскресенье. Я давно мечтаю, чтобы в Минске и ночью бурлила яркая жизнь. Для того и пошел в комиссию по культуре депутатом горсовета... Но, к сожалению, городской транспорт так поздно работает у нас только по праздникам.


А ведь у многих горожан свободное время появляется только ближе к ночи! Я и сам с удовольствием ходил бы в театры на ночные показы — в обычное время у меня это почти никогда не получается... В музейном комплексе, до которого в ближайшие годы вырастет Национальный художественный музей, обязательно будет кафе, где даже после полуночи смогут собираться художники и все, кто неравнодушен к искусству. А на чердаке должна появиться галерея, где станут проходить выставки для рафинированной публики...


— А пока наши театры не работают по ночам...


— Ночное время я предпочитаю проводить в своей мастерской. Когда на прошлой «Ночи музеев» решил презентовать свою картину «Вiцебскiя мроi пра Парыж», даже переселился туда на 2 недели. Выходил из мастерской только на работу в музей, с женой общался по телефону. Но там у меня есть все что нужно, чтобы не чувствовать себя в чем–либо стесненным, даже гладильная доска...


— Все это прекрасно, конечно. И ночные вернисажи, и пленэры, и фестивали. Но все стоит больших денег. Очень больших...


— Однако уже есть банки, которые коллекционируют произведения искусства, есть спонсоры, меценаты — просто их надо искать, надо работать. Кстати, и выставка Заборова пройдет у нас благодаря частной поддержке, и установить изваяние Валентия Ваньковича у его дома в конечном итоге мы смогли благодаря нашему постоянному финансовому партнеру. Теперь вот я собираюсь создать попечительский совет музея, уже провел переговоры с некоторыми банкирами... Словом, когда искусство станет одним из государственных приоритетов, деньги найдутся  сами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter