Американцы снимают фильм о новой Гражданской войне

Мрачное пророчество или политический ход?

В середине декабря американская киностудия «А24» представила первый трейлер нового блокбастера Алекса Гарленда под многообещающим названием «Гражданская война». Как часто бывает с творениями «А24», две с небольшим минуты экранного времени вызвали живейшие споры не только среди кинокритиков, но и политических и экономических экспертов. Шутка ли – картину обещают выпустить весной следующего года, аккурат за полгода до президентских выборов в США, которые наверняка переплюнут предыдущие по скандальности.


Боги и генералы 2.0

Согласно сюжету, в ближайшем будущем дряхлого гегемона ждет распад. Судя по картам и отрывкам теленовостей, развалится сияющий град на холме сразу на 3 части. Под властью Вашингтона останется большая часть Восточного побережья. На юге обоснуется Флоридский альянс, на западе страны независимость обретут 19 штатов, возглавляемые союзом Техаса и Калифорнии. Причина столь драматического разделения до конца неясна, однако можно предположить, что это результат тиранического правления очередного президента.

Жанр грядущего блокбастера – смесь роуд-муви и масштабной военной драмы. Группа персонажей, в составе которой главная героиня, военкор в исполнении Кирстен Данст, пытается пробраться в осажденный Вашингтон. Разойтись мирно не удалось: президент решил применить силу против мятежников и даже успел заявить об их разгроме, но что-то пошло не так, и в итоге к столице устремились колонны бронетехники под флагом с двумя звездами (такое знамя избрали себе повстанцы Техаса и Калифорнии).

Особым гуманизмом и избирательностью в применении силы обе стороны не отличаются. На обочинах – горы сгоревших машин, в одном из поселений герои обнаруживают сразу нескольких повешенных, авиация ровняет с землей жилые кварталы. Впрочем, часть мирных граждан старается жить, как прежде, не замечая творящегося вокруг ужаса, как продавщица из магазина одежды в начале трейлера.

Слоган картины Алекса Гарленда звучит как вызов политике современной Америки – «Все империи падут».

Еще большей остроты этой фразе придают финальные кадры трейлера, в котором нам показывают штурм пресс-центра Белого дома и боевые вертолеты сепаратистов, пролетающие над Монументом Вашингтона. Подобную сцену мы уже видели на киноэкранах, например, в «Падении Олимпа», но, согласитесь, под соусом весьма актуальных антиколониальных рассуждений все это смотрится гораздо интереснее.


Град разделенный

Так что же это – мрачное пророчество, которое может стать реальностью, или предвыборный ролик одной из партий? Мнения на этот счет разнятся до диаметральной противоположности. В интервью The Daily Telegraph режиссер и сценарист Алекс Гарленд назвал будущую картину «научно-фантастической аллегорией нашего нынешнего полярного положения». Было это в марте 2022 года, уже прошли самые грязные в истории США выборы 2020 года, состоялся штурм Капитолия, и была развязана Западом война в Украине. Учитывая, что во многих предыдущих работах – как литературных, так и кинематографических – автор фильма демонстрировал независимость во взглядах и интерес к показу социальных процессов, можно предположить, что перед нами все-таки попытка разобраться в происходящем внутри американского общества и политикума.

Впрочем, тема новой Гражданской войны сама по себе предмет манипуляций. И республиканцы, и демократы сознательно рисуют перед избирателями мрачные образы будущего. «Ослы» уверяют, что возвращение оппонентов в Белый дом вызовет неминуемую негативную реакцию населения, «слоны» отвечают, что если Байден и его клика пойдут на второй срок, то вооруженное противостояние неизбежно. Так что если «Гражданская война» в итоге окажется частью чьей-то предвыборной кампании, то удивляться этому не стоит – припугнуть избирателя крушением привычного мира любят и могут обе стороны.


Согласно опросам Центра изучения американской демократии имени Руни Университета Нотр-Дам, более половины республиканцев и 35 процентов демократов считают, что в ближайшие 10 лет им доведется взглянуть на политических противников в прицел. Среди независимых избирателей число уверенных в неизбежности гражданской войны меньше – 23 процента. Однако если бы у руля США находились ответственные политики, то даже такое количество скептиков побудило их начать коррекцию внутренней и внешней политики.

В одном из эпизодов трейлера жизнерадостный автоматчик в ответ на пафосную реплику одного из героев «Мы – американцы!» саркастически усмехается: «Какие именно?» Тонкий намек на разделенное общество, в котором люди все чаще ассоциируют себя не со страной, которую ненавидит полмира, а с политическими группировками.

Дорога к форту Самтер

Добавляют тревожности и войны памяти. Мы привыкли слышать о разрушении памятников советским воинам в Польше и Прибалтике, однако схожие процессы идут и в США, где нынешние власти громят мемориалы солдатам Конфедерации. Сотни монументов в южной части страны уже разрушены. На этой неделе вандалы добрались и до монумента примирения на Арлингтонском кладбище в рамках искоренения на военных объектах любых упоминаний о Конфедерации. Несмотря на протесты республиканцев в Конгрессе и возмущение губернатора Вирджинии, стела была демонтирована 22 декабря.

Важнейшим достижением американских властей после завершения Гражданской войны стало национальное примирение, обеспечившее на десятилетия стабильность в обществе.

Ветераны обеих армий участвовали в совместных мероприятиях вроде грандиозного пикника в Чаттануге в 1899 году, где собрались около 20 тысяч федералистов и конфедератов. Однако теперь одна из важнейших скреп американского общества стараниями лево-либеральных кругов разрушена.

Воспринимать грядущий фильм слишком серьезно не стоит – современные кинематографисты любят пощекотать зрителю нервишки. Однако сам факт появления такой картины незадолго до президентских выборов в США говорит как минимум о том, что угроза гражданской войны витает в воздухе и искусство далее не может игнорировать эту тему.

Фото и видео: официальный YouTube-канал студии «А24»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter