Рост экспорта, новая продукция и интенсивное импортозамещение — узнали, как работает в нынешних условиях ММЗ

Мотор набирает обороты

По итогам первого полугодия большинство отраслей сработало положительно. Темп роста ВВП по результатам шести месяцев — 102 процента. Основные локомотивы — промышленность, оптовая и розничная торговля, строительство. Темпы роста по этим отраслям заметно ускорились. В промышленности традиционные отрасли — машиностроение, легпром, нефтехимия — плюсуют на протяжении второго квартала с двузначными цифрами. Президент неоднократно подчеркивал, что главная задача сейчас в работе промышленного сектора — это ускорение. Один из флагманов белорусского машиностроения — Минский моторный завод. В первом полугодии предприятие нарастило экспорт продукции более чем на 17 процентов. Узнали, в чем секрет успеха.

Слесарь МСР Ирина Бондарь.

Достойный результат

Несмотря на сложности, с которыми пришлось столкнуться практически всем промышленным предприятиям страны, Минский моторный завод успешно выдержал натиск внешнего давления. Об этом лучше всего скажут цифры. По итогам работы за шесть месяцев этого года он выполнил все ключевые показатели эффективности, установленные Минпромом. К примеру, ММЗ за январь — июнь 2023-го по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличил темп роста экспорта на 17,3 процента при задании 6,7 процента. Темп роста объема инвестиций в сопоставимых условиях составил 101,4 процента.

А показатель по энергосбережению — минус 3,5 процента при задании минус 2,5.

— Помимо ключевых показателей, предприятие успешно выполнило параметры социально-экономического развития, установленные бизнес-планом, — отмечает генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод» Александр Ботвинник. — Произведено почти 26 тысяч двигателей, темп роста — 102,1 процента к аналогичному периоду 2022-го. Вся произведенная продукция реализовывается потребителю. Номинальная среднемесячная заработная плата на предприятии составляет почти 2010 рублей.

Александр Ботвинник.

Бесспорно, сегодня Минский моторный завод — одна из точек роста инновационной экономики страны. В последние годы приняты масштабные меры по реконструкции и модернизации исследовательской и производственно-технологической базы завода, внедрению передовых технологий, открытию перспективных направлений деятельности. Завод производит дизельные двигатели с применением технологий, не имеющих аналогов ни на внутреннем рынке, ни в странах СНГ. Ежегодно с конвейера предприятия сходит более 50 тысяч двигателей. Вся продукция успешно реализуется потребителям. ММЗ производит дизельные, газодизельные и газопоршневые моторы, налажен выпуск дизель-генераторных и передвижных компрессорных станций, спецтехники. Продукция поставляется на конвейеры более 50 предприятий Беларуси, России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Вверх по экспортной дуге

География поставок продукции ММЗ, включая запчасти, в 2023-м насчитывает 18 стран: Беларусь, Российская Федерация, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Молдова, Грузия, Чехия, Болгария, Германия, Венгрия, Литва, Пакистан, Польша, Зимбабве, Монголия, Того, ЮАР. Доля отгрузки на внутреннем рынке — 66 процентов. В экспортной отгрузке доля России составляет более 87 процентов, рассказала начальник управления маркетинга предприятия Анна Кодымова.


— Минский моторный завод активно развивает сотрудничество с предприятиями и организациями Российской Федерации, заключен ряд контрактов с новыми потребителями из различных регионов на поставку сотен двигателей. Темп роста экспорта двигателей в Россию за шесть месяцев текущего года по отношению к периоду 2022-го в количественном выражении составил 112,3 процента, в стоимостном — 119,2. Темп роста экспорта запасных частей в этот же период в стоимостном выражении — 145,4 процента, а экспорта всей продукции ММЗ — 128,4.

Предприятие идет по пути диверсификации выпускаемой продукции. Сегодня активно развиваются производство и реализация специальной техники: дизель-генераторных, дизель-насосных установок, компрессорных станций. Товаропроводящая сеть в Российской Федерации по реализации двигателей и запасных частей сегодня представлена четырьмя дилерскими компаниями и более чем 60 предприятиями промышленной сборки, и их количество постоянно увеличивается.

— Только за первые шесть месяцев текущего года Минский моторный завод начал сотрудничество с новыми контрагентами в Российской Федерации из Тулы, Ижевска, Калуги, Санкт-Петербурга, Самары и других городов, — продолжает Анна Кодымова.


Товаропроводящая сеть Минского моторного завода широко развита, в сфере интересов находятся государства Европейского региона, а также перспективные рынки Африки, Азии, Латинской Америки.

— В 2023-м товаропроводящая сеть интенсивно развивается на перспективных рынках. Заключены новые дилерские договоры с компаниями, специализирующимися на поставке двигателей и запасных частей к сельскохозяйственной технике в Российской Федерации, в Республике Кыргызстан, в Азербайджане и Болгарии. В начале года заключен перспективный в своем развитии контракт и осуществлена поставка двигателей для производства спецтехники в адрес венгерской компании. Открытие в 2022-м собственных субъектов товаропроводящей сети в Республиках Казахстан и Узбекистан позволило зарекомендовать высокий уровень качества продукции ММЗ. Объемы реализации продукции существенно выросли, закрепив позицию Минского моторного завода на этих рынках.

Плодотворный визит

Минский моторный завод огромное внимание уделяет продвижению продукции посредством выставочной деятельности. Только в нынешнем полугодии предприятие представило свои экспозиции почти на двух десятках выставок как в Беларуси, так и за рубежом, с выставочными стендами приняло участие в масштабных международных форумах в России, Казахстане, Узбекистане. Успешным оказалось участие в прошедшей недавно в Екатеринбурге международной промышленной выставке «Иннопром-2023». Белорусская экспозиция была представлена более чем 120 предприятиями. Среди них — ММЗ. Среди выставочных экспонатов — новейшие модификации двигателей, дизель-генераторные установки, дизель-насосные установки и компрессорные станции. Во время форума генеральный директор Минского моторного завода Александр Ботвинник и генеральный директор Чебоксарского завода силовых агрегатов Александр Дмитриев подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому ММЗ обеспечит поставку около 2 тысяч дизельных двигателей.

— Белорусские и российские производители не конкурируют, а дополняют друг друга, —
отметил Александр Ботвинник на деловом форуме «Промышленный диалог: Россия — Беларусь» на международной промышленной выставке «Иннопром-2023» в Екатеринбурге. — Сегодня двигатель ММЗ — это продукт Союзного государства. Мы успешно выпускаем 2 тысячи модификаций двигателей. При их производстве используются комплектующие белорусского и российского производства, доля которых составляет 99,8 процента. Остальное — это точка роста, зона развития компетенции Союзного государства и импортозамещения. По ключевым комплектующим, используемым при производстве двигателей, ММЗ всегда делает свой выбор в пользу российских производителей, инвестируя и развивая тем самых их компетенции. Залог успешного развития любой отрасли, и двигателестроения Союзного государства в частности, — взаимодополняемость, технологическая независимость, совместное развитие в рамках единой промышленной политики компетенций по производству.

Ставка на свое

Для увеличения выпуска импортозамещающей продукции в холдинге «ММЗ» постоянно ведется работа по совершенствованию двигателей для повышения их надежности и технического уровня, улучшению технико-экономических и экологических показателей, адаптации к требованиям заказчиков, по созданию новых конструкций двигателей для производителей техники в Беларуси и новой товарной продукции с целью замещения импортных аналогов. Для этого успешно освоено производство различных моделей и модификаций дизельных двигателей высокого экологического уровня с применением комплектующих, производимых в Союзном государстве для автомобильной, сельскохозяйственной и внедорожной техники; малолитражных 3- и 4-цилиндровых дизельных двигателей для сельскохозяйственной, строительной, дорожной, коммунальной и другой техники; 3-, 4-, 6-цилиндровых газодизельных двигателей. Вся продукция востребована у потребителя, она успешно заменила импортные аналоги.

Например, недавно предприятие разработало новый газовый двигатель на базе дизельного. Он работает на сжатом или сжиженном природном газе. Опытный образец изготовлен, проводятся стендовые испытания и сертификация на соответствие Техническому регламенту Таможенного союза.


— Заводом разработаны уникальные в своем роде двигатели, предназначенные для установки на речные суда в качестве вспомогательных дизель-генераторов, — рассказал главный конструктор ММЗ Михаил Клессо. — Для применения дизель-генераторов в составе речных судов они должны соответствовать требованиям Российского классификационного общества. На сегодняшний день четыре новые «морские» модели минских двигателей успешно получили сертификаты. Основные отличия новинок от серийных дизелей — отсутствие водяного радиатора, вместо которого установлен теплообменник для охлаждения двигателя забортной водой, а также проведен ряд других конструктивных изменений. Доверие, оказанное ММЗ российскими партнерами в плане разработки новых моделей, полностью оправдано. Серийное производство и реализация данной линейки двигателей выводит Минский моторный на новый стратегический уровень развития. Двигатели на речные суда в Беларуси не производились никогда.

Кроме того, Минским моторным заводом совместно с Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси ведутся разработки и уже изготовлен макетный образец гибридных силовых установок.

— Разрабатываемая гибридная силовая установка с модернизированным дизелем предназначена для среднетоннажного коммерческого автомобиля, — продолжает Михаил Клессо. — Транспортное средство с гибридной установкой параллельного типа способно передвигаться как на электрической или дизельной тяге, так и в смешанном режиме. По сравнению с дизельными силовыми установками вновь создаваемые конструкции будут характеризоваться снижением расхода топлива в городском и смешанном цикле движения не менее чем на 15 процентов, а также снижением уровня выбросов вредных веществ. По сравнению с электрической силовой установкой у вновь создаваемых конструкций будет существенно увеличен запас хода и снижена масса без потери технических характеристик.

Сила в движке

Новым беспрецедентным по своей уникальности направлением в расширении номенклатуры производимой продукции является создание и освоение в производстве двигателей мощностью от 1000 до 3500 лошадиных сил. Проект — единственный в своем роде на всем постсоветском пространстве.
— Приобретено новейшее оборудование. И сегодня мы с уверенностью говорим, что Минский моторный завод не только расширил мощностной ряд двигателей, увеличил объемы производства и вышел на новые рынки сбыта, но и создал фундаментальную базу для развития отечественного «тяжелого» двигателестроения, — заверяет главный конструктор предприятия. — 16-цилиндровый двигатель в шесть раз превышает размер самого большого из изготавливаемых до сих пор двигателей. Будет применяться в качестве первичных двигателей дизель-генераторных установок, способных полностью обеспечивать электричеством поселки и города. Также двигатель соответствует требованиям для электрогенераторных установок карьерных самосвалов грузоподъемностью 220—360 тонн / 110—180 тонн. Несмотря на всю монументальность и масштабность изготовленного двигателя, имеются конструктивные особенности для адаптации его под требования различных потребителей. Это позволит расширить географию поставок и удовлетворить запрос конкретного заказчика.

Их рук дело

Фамилия Кирейчук на ММЗ известна многим. Основателем династии стала Раиса Михайловна, которая пришла на предприятие в 1963 году в механический цех № 3 сатураторщицей. Затем перешла в инструментальный цех термистом и оставалась верна коллективу до своего ухода на заслуженный отдых. А еще она, как лучшая производственница, была удостоена права носить красную косынку. Такое отличительное право получали только лучшие из лучших работниц. Супруг Раисы Михайловны Николай Николаевич пришел на моторный на три года позже, в 1966-м. Но проработал здесь на десять лет больше. Весь свой 30-летний стаж на ММЗ заработал в инструментальном отделе, где трудился модельщиком по дереву. Сын Раисы и Николая Владимир с детства много слышал про завод, приходил на работу к родителям.

— Я почти здесь вырос, — говорит он.


После 9-го класса на каникулах Владимир подрабатывал в лекальном отделении инструментального цеха. Окончив 10-й, встал в трудовой строй рядом с отцом, устроился на постоянную работу тоже модельщиком в инструментальный отдел. Он прошел организованную заводом подготовку допризывников, получил водительские права. В 1977 году Владимира призвали в армию. После службы он вернулся на завод и стал работать водителем в транспортном цехе. На предприятии парень познакомился с Анной, которая после окончания кулинарного училища с 1980-го работала поваром в столовой АБК. Летом Владимиру поручили отвозить продукты в заводской пионерский лагерь, где Анна готовила для детей. Там молодые люди узнали друг друга лучше. Начали встречаться и через год поженились. Они вместе по сей день.

Анна Иосифовна по-прежнему трудится поваром в столовой АБК, является почетным ветераном завода. Отработав на моторном более 43 лет, Владимир Николаевич в 2015-м ушел на заслуженный отдых. Владимир Николаевич и Анна Иосифовна воспитали двух дочерей. Младшая, Раиса Владимировна, тоже решила связать свою трудовую биографию с моторным. Она пришла на завод в 2005 году комплектовщицей в ЦСИМ. Позже в этом же цехе стала слесарем механосборочных работ. Окончила заочно машиностроительный колледж. После выхода из отпуска по уходу за ребенком перешла работать в отдел метрологии, стандартизации и испытаний контролером измерительных приборов и специнструмента.

— Не случайно, наверное, наша семья так тесно связана с моторным заводом, — рассуждает Владимир Николаевич. — Это предприятие дает возможность реализовать себя, обеспечивает неплохим заработком. Мы все желаем родному заводу благополучия и процветания, и будем и дальше стараться вносить для этого свой вклад.

Общий трудовой стаж династии Кирейчук на ММЗ — 233 года.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter