Почему закрепление молодежи на селе – больная тема даже для успешных районов

Мотивация деревней

Сельскохозяйственный потенциал Беларуси определяется не только колоссальными вливаниями в модернизацию производств, но и человеческим ресурсом. В стратегическую отрасль народного хозяйства, дающую 7 процентов ВВП, ежегодно приходит около 5 тысяч молодых специалистов. А сколько из них по итогу остается — большой вопрос. Почему дефицит кадров в АПК многие годы не снимается с повестки важных государственных задач? На недавней встрече ­Президента с ректорами вузов, например, говорилось в целом о проблемах подготовки молодых специалистов. И первая, обозначенная Главой государства, — разрыв между спросом и предложением на рынке труда. «Упаси вас господь готовить то, что нам не нужно в стране», — предупредил Александр ­Лукашенко. Беларуси, без сомнения, нужны толковые аграрии. Но, к сожалению, говорить о том, что эти профессии очень привлекательны для молодежи, даже сельской, пока не приходится.

На сайте Витебской академии ветеринарной медицины — основной кузницы специалистов для зооветслужбы — указано, что в 2023 году получили возможность стать будущими ветврачами и зоотехниками все абитуриенты, подавшие документы и сдавшие экзамены. Для сравнения, конкурс на ветеринарного провизора там же составил 5 человек на место. Статистика явно отображает отсутствие интереса у молодежи к востребованным для сельского хозяйства специальностям. А ведь работа по их популяризации ведется: в каждом районе вот уже лет 5 как работают агроклассы, руководители и специалисты комитетов и управлений по сельскому хозяйству и продовольствию — частые гости школ, вузов и профильных колледжей. Новации вступительной кампании, увеличивающие шансы для поступления ребят по целевым направлениям, казалось бы, должны изменить тенденцию. Однако прагматичная молодежь оценивает не столько бонусы, сколько условия их получения с последующими обязательствами.

Чтобы рассмотреть ситуацию, давайте снова обратимся к свежей статистике. Например, в центральном регионе, по информации комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома, с выпускниками школ заключено 115 договоров о целевой подготовке. Область выполнила план на 50,6 процента, республиканский показатель — 43,7. Для сравнения, в 2022‑м таких договоров на Минщине было заключено 150. И это притом, что условия поступления становятся лояльнее, а во многих случаях заинтересованный работодатель еще и обязуется оказывать существенную материальную поддержку прилежному студенту. Хотя уговаривать неопределившихся выпускников присмотреться к аграрному профилю, даже с этими плюшками, становится сложнее. А мотивированные ребята в страховке не особо нуждаются. Если у обычного студента‑бюджетника есть возможность продолжить учебу в магистратуре или, обеспечив высокий рейтинг успеваемости, выбрать регион и более успешное хозяйство на распределении, то у целевиков этого выбора нет. Плюс пятилетний срок отработки и компенсация всех затрат в случае отчисления. Поэтому бонусы и воспринимаются скорее как нелегкое бремя, а не привилегия. Вторая сторона медали — руководители предприятий, которые тоже мыслят прагматично: не все готовы тратить средства на кота в мешке. А деньги считают как раз таки в успешных хозяйствах. Хорошей зарплатой и условиями труда можно переманить из другого региона уже зарекомендовавшего себя специалиста. А кто даст гарантию, что вчерашний студент будет соответствовать ожиданиям или к этому стремиться?

В сложившихся условиях нужно совершенствовать подходы к выбору будущих аграриев, а также механизму их закрепления, где статистика тоже не-

утешительная. Административные методы, на мой взгляд, если и повлияют, то на количественные показатели, но уж точно не качественные. И первую скрипку в формировании и омоложении своих коллективов должны играть руководители производств, они же и гарант развития сельских территорий. 

Хороший хозяин знает в лицо не только каждого своего работника, но и ребенка на селе. Как‑то, делая репортаж об одном уютном агрогородке в Минской области, директор хозяйства сказал, что дети — главная инвестиция, поэтому строит детские площадки, спонсирует школьников для участия в различных соревнованиях и конкурсах, награждает за хорошую учебу. Городских привлечь в деревню труднее, как рассуждал мудрый руководитель, надо цепляться за своих, создавать условия для их счастливой жизни, чтобы им всегда хотелось вернуться домой. И в этом хозяйстве, к слову, с кадрами вопросов нет.

zakharov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter