Премьерный спектакль Купаловского театра «А зоры тут ціхія» — высказывание большого стиля и содержания

Момент истины

Не так давно в Национальном академическом театре имени Я. Купалы состоялась громкая премьера спектакля «А зоры тут цiхiя» по мотивам одноименной повести Бориса Васильева в постановке российского режиссера Дмитрия Акимова. Повесть Васильева, безусловно, культовое произведение, одно из лучших в советской литературе о Великой Отечественной войне. Трагический сюжет писатель изложил с большой болью и надеждой. Повесть неоднократно ставилась на театральных подмостках, в том числе такими корифеями, как Юрий Любимов. Большой интерес к ней проявляли и кинематографисты. В общем, чтобы взяться за эту историю сегодня, надо обладать определенным бесстрашием и уверенностью.


В Купаловском театре рискнули, доверились молодому российскому режиссеру Дмитрию Акимову, начинавшему свой творческий путь актером, и не прогадали. Когда‑то мне посчастливилось видеть Дмитрия в спектакле «Скамейка» Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова. Выразительный, харизматичный актер с природным обаянием играл пронзительно и легко.

Нет ничего удивительного, что внутренняя неуспокоенность подтолкнула Акимова окончить факультет режиссуры Театрального института имени Б. Щукина. Конечно, трудно судить о режиссерском стиле по одному спектаклю, но какие‑то выводы сделать можно, тем более что длится премьерный спектакль «А зоры тут цiхiя» чуть больше трех часов. Акимов, безусловно, режиссер современного объемного мышления, в его почерке сказываются знание актерской профессии, владение современными технологиями, понимание необходимости сочетания тонкого психологизма и яркой визуальной динамики.
Спектакль, рассказывающий трагическую историю пяти девушек‑зенитчиц во главе со старшиной Васковым, набирает скорость постепенно. Он получился амбициозным и масштабным высказыванием о войне и подвиге, сочетающим в себе как увлекательную и динамичную зрелищность, так и философские моменты. 

В воспоминаниях главных героинь мы наблюдаем их семейные и сердечные истории, происходившие в мирное время. Здесь мы увидим корифеев театра — народного артиста СССР Геннадия Овсянникова и народную артистку Беларуси Зинаиду Зубкову, и это одна из самых пронзительных сцен премьеры. Есть эпизод, в котором молодые актрисы рассказывают драматические моменты из биографии собственных семей, кто‑то из них на премьерном показе даже не смог сдержать слез.

Художник‑постановщик спектакля Александр Каменец сочинил пространство, в котором тьма и свет, добро и зло эффектно противопоставляются друг другу. Мир повести воссоздан очень тонко, убедительно, подробно.

Молодые актеры органично перевоплотились в героев Бориса Васильева. И наверное, никогда еще они не брали столь эмоционально сложную высоту. Не у всех хватает дыхания не сбиться во время этого марафона, но все же направление верное. Актрисы, исполнившие главные роли, сделали героинь индивидуальными, светлыми, лиричными. Личностью цельной и мужественной создал своего старшину Васкова и актер Сергей Бирульчик.

Купаловский спектакль — самодостаточное произведение, которое достойно продолжает жизнь повести Бориса Васильева в современной культуре, славную историю ее экранизаций и театральных постановок. 
Знакомое с детства произведение получило новую жизнь, оно будет понятно и молодому поколению, и зрителям в возрасте. Точно реализованная универсальность театрального языка насыщает премьеру философским подтекстом притчи и динамикой военной драмы. О спектакле еще долго хочется думать, вспоминать его паузы и самые драгоценные моменты, которых в нем достаточно.

В мае этого года мы отметим 100‑летие со дня рождения автора повести «А зори здесь тихие» Бориса Васильева.

Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter