Белорусским заводам надо ужесточить требования к качеству продукции

Молоко под микроскопом

Чтобы выстоять в жесткой борьбе за рынки сбыта, нашим перерабатывающим предприятиям надо ужесточить требования к качеству продукции
Выстроить бизнес–стратегию и не проиграть вызовам времени. Эффективно контролировать качество производства и переработки сельхозпродукции. Такие задачи поставил на недавней планерке министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. Требование жесткое: на порядок усилить контроль за качеством сырья и продукции. Контролировать так, чтобы, перефразируя поговорку, ни один микроорганизм не проскочил. Проверять так, чтобы даже его след не прослеживался. Под микроскопом, разумеется. То, что мы наработали и закрепили, утвердили и доказали, сегодня должны «забетонировать» и развивать дальше. Чтобы ни одному заграничному санинспектору не дать ни малейшего повода усомниться в безусловном качестве нашего продовольствия. Ведь экспортные передряги разворачиваются нешуточные. Средняя цена экспорта цельномолочных продуктов в сравнении с 2014 годом снизилась более чем на четверть.


На пути наших сыров и творогов на западном направлении стоят высокие пошлины. На восточном — Россельхознадзор. И как бы мы ни кивали и ни сетовали на российское предвзятое отношение или его «молочное» лобби, ничего не изменится. Более 95 процентов от всего объема молочки поставляется в Россию.

Хотя ничего нового или тем более катастрофического для белорусского сельхозпроизводителя и переработчика не произошло. Периодически возникающие взаимные претензии — норма торговых отношений между любыми и всякими странами. На то она и торговля. Но последние пару–тройку лет из–за известных потрясений продовольственные рынки действительно серьезно потряхивает. С трудом выдерживают даже так называемые экономически развитые страны, где сельхозпроизводитель по сравнению с нашим живет как у бога за пазухой. Сегодня трудно всем. В этом году мировые цены на молоко в среднем упали на 50 процентов. В то же время производство его за последнее десятилетие выросло. Потребление же с 2013 по 2016 год росло в среднем на 1,8 процента в год — с 212 до 223 миллиардов литров. Эксперты молочного рынка утверждают, что ежегодный прирост потребления молока в мире до 2024 года ожидается на уровне 2,2 процента. То есть мировой объем производства необходимо будет утроить.

Белорусским предприятиям здесь все карты в руки, тем более что мы, несмотря на бесспорный кризис в мировой молочной индустрии, сохраняем позиции. Не лишним будет повторить, что и сегодня на долю Беларуси приходится 4 — 5 процентов мирового экспорта молочной продукции, мы в тройке крупнейших экспортеров сливочного масла — десятая часть мирового объема, занимаем пятую позицию по поставкам сыров и сухого обезжиренного молока, третье место в мировом рейтинге поставщиков сухой сыворотки.

У отрасли и на этот год амбициозные планы. Только молока запланировано добавить около 0,5 миллиона тонн в эквиваленте. При том, что его производство в прошлом году в сельхозорганизациях уже достигло рекордного показателя в 6,7 миллиона тонн. Товарность молока впервые превысила 90 процентов.


Сегодня продвигаемся дальше в поисках новых партнеров. Дополнительно открыто еще 12 стран, в которые никогда раньше не поставляли цельномолочную продукцию. Скептикам хотелось бы возразить: да, объемы совсем небольшие, но это закон при вхождении на новые рынки. По–другому не бывает, как ни упирайся. Здесь многое зависит от агроменеджмента, который действительно у нас только развивается.

Но, оказывается, есть еще проблема. Мы успокоились, расслабились в своей безапелляционной уверенности, что наша продукция самая качественная в мире. Но нет, утверждает Россельхознадзор. И доказывает это так, что мы вынуждены публично признавать недостатки. Недаром Леонид Заяц всем руководителям санитарно–ветеринарных департаментов — новым и ныне действующим — поставил жесткие задачи и конкретные сроки для устранения недостатков как при производстве молока — сырья на фермах, так и на комбинатах. На предприятиях переработки ни один случай попадания некачественного молока не должен проходить бесследно. А при выявлении хотя бы одного факта нарушения санитарных и ветеринарных требований работа комбината должна быть немедленно приостановлена.

Непонятно другое: мы что, по части соблюдения технологии Америку открываем? Да нет. Еще года три назад, помню, технолог одного из молочных комбинатов сетовала на жесткие условия, из–за которых продукция предприятия не могла попасть на западные рынки. Согласно требованиям техрегламента ЕС, например, работникам запрещается переходить из одного цеха в другой — нечего переносить лишние микроорганизмы, а стерильность, практически как в реанимации, жесткие требования предъявляются к самим помещениям.

Сегодня и у нас требования практически те же. Тот, кто их строго выполняет, кто, как образно сказал один специалист, с сырами, как с малыми детьми, возится, чуть ли не целует их, у того все в порядке. Ну а тем, кто не понял, что времена изменились, на зеркало Россельхознадзора пенять нечего.

Сегодня, еще раз подчеркнул министр, идет жесткая борьба за рынки, а потому каждый комбинат должен строже отслеживать качество поступающего сырья. Кроме того, нужен более строгий надзор за техобслуживанием доильного оборудования, применением ветпрепаратов. Более того, с 1 января 2016 года в ЕАЭС вступает в силу требование техрегламента «О безопасности пищевой продукции», в соответствии с которым на промпереработку разрешается принимать только молоко хозяйств, свободных от ряда заболеваний сельскохозяйственных животных, в том числе лейкоза. Так что ситуация на рынке, безусловно, усложнится.

Кстати, глава Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко пошутил недавно в одном из интервью, что белорусский молочный экспорт скоро и сам отомрет из–за... повышения цен в российских магазинах. Чем выше поднимаются в сетях цены на молокопродукты, тем меньше граждане их покупают. Значит, спрос ретейлеров на внешние поставки, включая белорусские, пойдет на убыль. В итоге, когда россияне окончательно обеднеют, отечественные производители, наконец, сами смогут вдоволь насытить потребительский спрос.

При таком раскладе действительно весь российский столичный регион можно будет напоить молоком одних лишь зачахлых даниленковских ферм. Если, конечно, сам гражданин США Андрей Даниленко к тому времени не переберется куда–нибудь в Калифорнию...

germanovich@sb.by

Советская Белоруссия № 245 (24875). Пятница, 18 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter