Почему растет число наркопреступлений

Молчание — знак беды

С начала года вся страна во главе с милицией, врачами, общественными объединениями и СМИ объявила беспощадную войну всякой наркотической дряни, в первую очередь спайсам, которые стали настоящим знаком беды. Ужесточен закон, расширены полномочия заинтересованных министерств и ведомств, усилена профилактика. 



Едва ли найдется сегодня школа или даже класс, где бы не показали убийственные в своей правдивости документальные фильмы о наркотиках, ломающих судьбы. Но... Именно наркотики и наркомания сегодня по–прежнему являются основным генератором подростковой преступности, которая за 8 месяцев увеличилась на 8,3%, говорит мне начальник отдела организации работы инспекций по делам несовершеннолетних главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Виталий Янчин. Почти на треть выросло число наркопреступлений среди подростков, и в 90% эпизодов фигурируют спайсы! Под воздействием наркотического возбуждения в этом году совершено 110 уголовных преступлений — это вдвое больше, чем прежде. Что же мешает покончить с этим злом?

В очередной раз вернуться к вопросу заставило необычное письмо. 39–летняя минчанка Валерия советуется с редакцией по поводу трудной ситуации: узнала, что соседский мальчишка стал увлекаться наркотиками, а рассказать об этом никому не может. «Понимаете, я очень дорожу доверительными отношениями со своей 14–летней дочерью. Ведь всем известно, как трудно бывает найти общий язык с подростками. Как легко навсегда потерять любимого и самого дорогого человечка, однажды предав, не сдержав данное слово... В общем, пришла моя Катя и говорит: «Мам, поклянись, что никому не скажешь!» Такое не раз бывало, и я, разумеется, поклялась. И тут как гром с неба: ее лучший товарищ Лешка признался, что уже несколько раз пробовал наркотик! Да еще этот ужасный спайс!.. Скажите, что мне делать? И за чужого ребенка страшно, и своего потерять не хочу...»

Что сказать, тайна и вправду страшная. И трудность морального выбора Валерии, связавшей себя обетом молчания, с одной стороны, очевидна. А с другой — досадно и тревожно. Ведь в данной ситуации взрослый человек, увы, видит только сиюминутную проблему — дескать, и надо бы ударить в колокола, да слишком велик риск, что дочь отвернется... А что если продолжить разговор с Катей? Вместе, по–взрослому, со всем уважением к юношескому максимализму, все–таки взвесить риски и данного слова, и так называемого предательства? А потом вдвоем — в знак солидарности и решительного нежелания вступать в компромиссы со злом — навестить Лешину семью? Ведь, судя по всему, мама и папа паренька пока даже не догадываются, какая страшная беда уже отравляет воздух в их доме...

И таких домов, увы, пока все больше. Едва ли кто–то из нас, родителей, не прочел или не услышал о страшных и почти необратимых последствиях безучастия, самоуспокоенности и наивной уверенности, будто беда может приключиться с кем угодно, но только не с его ребенком. Потому что — дайте–ка угадаю — он или она посещает спортивную секцию, или серьезно увлекается музыкой, или дружит только с хорошими детьми из очень положительных семей? Горько слушать! Потому что как раз такие вот «правильные» ребята в коридоре 21–го отделения РНПЦ психического здоровья (там проходят лечение наркозависимые) в подробностях рассказывали мне, как стремительно падали в пропасть. Как годами (!) их родители — зачастую вполне состоятельные и состоявшиеся люди — ни о чем даже не догадывались! Хотя всегда были рядом. Почему? Потому что те, кто знал о беде, МОЛЧАЛИ... Молчали... Молчали... А потом наступила точка невозврата.

В очередной раз проанализировав ситуацию, правоохранительные органы сегодня склоняются к выводу, что корнем бед являются не столько неблагополучные отношения в семьях оступившихся подростков, сколько неблагоприятные. Что это значит? А то, что ни золотые стены, ни тотальный контроль в виде суровой домашней дисциплины не способны оградить от беды, говорит Виталий Янчин: «Единственный надежный путь — это искреннее внимание и любовь к подростку со стороны родных людей. Это измеряется не дорогими смартфонами, планшетами, фирменными шмотками и дежурным «как дела?». А временем, проведенным вместе. В разговорах, спорах, совместных поездках, походах, общих увлечениях и интересах».

Когда мы осознаем этот простой факт и примем его как руководство к действию, вероятнее всего, не придется больше минчанке Валерии или кому–то еще ломать голову над ее жизненной задачкой. Ибо доверие, которое нам всем так необходимо в отношениях с собственными детьми, на самом деле держится на принципиальности и честности. А еще на умении сопереживать. И если хотя бы на мгновенье встать на место родителей восьмиклассника Леши, наверняка станет более чем очевидно: здесь предать — значит смолчать.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 186 (24816). Вторник, 29 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter