Мокрое дело

Жалобщиков не жалуют. А тех, кто упражняется в описании своих проблем годами, пожалуй, не любят особенно...

Жалобщиков не жалуют. А тех, кто упражняется в описании своих проблем годами, пожалуй, не любят особенно. Знакомьтесь, это они: Антонина Занкевич и Александр Мельниченко — хронические нарушители спокойствия работников коммунальных служб и водоканала. Один жалуется второй год, другая — пятый. И чего ж неймется им? Утверждают, что страдают от воды... Кстати, как в прямом, так и в переносном смысле слова.


Остров невезения


Два года назад, в деревне Лошница, примерно в 20 километрах от Борисова, зимой забил горячий источник. В наших географических широтах — явление невиданное. Должно бы произвести фурор, привлечь десятки репортеров, энергетиков: нечасто природа балует человека даровой энергией. Но ничего подобного не случилось. Хотя горячая вода сочилась из–под земли, можно сказать, в самом людном месте, по улице Мичурина, 23. Напротив школы, администрации сельского исполкома, на обочине оживленной проезжей трассы.


Парящий «гейзер» привлек внимание одного–единственного человека, местного жителя Александра Мельниченко. И то только потому, что горячая вода подтопила взятый им в аренду гараж. Когда смотровая яма заполнилась до краев и в гараже стало тепло и парно, как в бане, Александр Мельниченко тут же провел собственное расследование. И скоро выяснил: природа ни при чем. Рванула прогнившая труба теплотрассы. О чем он в феврале 2009 года и написал первое письмо директору Лошницкого ЖКХ. Нельзя сказать, что на жалобу не отреагировали. За испорченную морковку и свеклу, которые хранились в гараже, заявителю заплатили. Обочину дороги частично перекопали, но дырку в трубе не обнаружили и предположили самое худшее: теплотрасса, пролежавшая в земле 35 лет, дала течь под асфальтом.


— Вы представляете, сколько нужно согласований, чтобы перекрыть магистральную дорогу через Лошницу, взорвать асфальт и отремонтировать трубу? — убеждал меня исполняющий обязанности главного инженера Лошницкого ЖКХ Александр Абрамович, перечислив, что уже сделано: подготовлен проект замены теплотрассы, получены разрешения на раскопки автомагистрали, выделены деньги из областного бюджета.


Представляю. Пока шли все эти изыскания и согласования, труба в Лошнице продолжала себе тихонько течь, а Александр Мельниченко — жаловаться на потоп. Работники коммунальных служб безропотно помогали откачивать воду из гаража. И даже, чтобы отвести «горячий» источник от жилья и хозпостроек, выкопали обходную траншею, сделав речку Лошица у русла рукотворного ручья незамерзающей. Зимующие на родине утки, наверное, были очень благодарны за это коммунальникам. У меня же навязчивый вопрос: куда списывали потери?


Нешуточное дело. По словам Александра Мельниченко, 10–литровое ведро в траншее наполнялось за 15 секунд. Это 40 литров в минуту, или 2,4 тонны в час. Итого: около 5 миллионов рублей в час. Если предположить, что в Борисовском районе подогрев одного литра воды до 50 градусов, как и в Минске, стоит более 2 тысяч рублей. Не ручаюсь за точность цифр. Они из моего рабочего блокнота. Других нет. Кроме беспокойного жалобщика, больше никто не считал, сколько же кипятка за два года ушло в землю.


В Лошницком ЖКХ все спокойно: реальные потери не превышают нормативных, то есть вполне допустимых и заложенных в тарифы. Как утверждает начальник местной котельной № 9 Андрей Жуковский, для деревни с семитысячным населением допустимы утечки до 4 тонн в час. На индикаторе в котельной в день нашего приезда подпитка системы водой (если то, что вытекает, не компенсировать, упадет давление в трубе) составляла 3,7 тонны в час. Ни малейшего повода для беспокойства. Норма и порядок! Хотя именно в этот момент в нескольких километрах от котельной в реку сливались бассейны горячей воды. Система их даже не заметила!


«Я не волшебник, я только учусь», — говорил паж доброй феи, протягивая Золушке хрустальные башмачки в экранизации старой доброй сказки. Волшебницей без подготовки почувствовала себя я, вернувшись из Борисова в Минск. То, на что ушло битых 2 года, было сделано за 3 дня. Александр Абрамович позвонил и сообщил: брешь в трубе, наконец, найдена и устранена. Кстати, самый мощный гейзер бил не под асфальтом, а на обочине. А в следующем году обветшавшую трубу теплотрассы в Лошнице полностью заменят. Если бы всюду у нас происходили такие чудеса, может, реже бы люди жаловались?


Как поссорились Антонина Васильевна и Светлана Дмитриевна


История Антонины Занкевич возвращает нас в 1989 год, когда семья возвела пристройку к дому № 26 по улице Пролетарской в Борисове. Дело оказалось непростым: чтобы не загораживать солнце соседям (в доме было 3 собственника), Занкевичам пришлось заглубить строение в землю. Справились. Оборудовали в пристройке кухню, санузел и получили документы на подключение благ цивилизации к центральной городской канализационной сети. Но в сеть врезали не одну, а сразу 3 трубы. Хотя из всех возможных городских удобств у бабушек–соседок имелись только умывальники, возможностью пусть хоть так улучшить жилищные условия охотно воспользовались все. И то, что поворотный колодец оказался в метре от фундамента дома, а фундамент по уровню расположен ниже канализационных труб, тогда никого не беспокоило. Все радовались хотя бы этому.


Но шли годы. К одной из бабушек переехал жить внук Михаил Сапожников с семьей — сыновьями и женой Светланой Дмитриевной. И затеял реконструкцию. Ванна, туалет, стиральная машина и канализационная труба диаметром не 50, а 100 миллиметров. С тех самых пор и поссорились Антонина Васильевна и Светлана Дмитриевна. Примерно раз в год кухню и поворотный канализационный колодец, который прямо перед окнами Занкевичей, затапливают отхожие воды. Явление малоприятное и дурнопахнущее. Вот и жалуется хозяйка. А ей самые разные инстанции под копирку отвечают: «Нарушений со стороны КУП «Борисовводоканал» не установлено».


И в самом деле. Канализационный колодец под окнами Занкевичей и отводящие использованную воду трубы — собственность владельцев строения. Содержать их, чистить и промывать — их непреложная обязанность. А чтобы разобраться, кто кому там досаждает, регулярно подтапливает и мешает спокойно жить, — на то у нас есть суды. Логично? Железно!


Однако припоминается мне в связи с этим одно письмо из Минска. В квартире произошла авария. Вызвали работников ЖЭСа, те увидели, что у хозяев полотенцесушитель перенесен, составили протокол, потащили в суд, предъявили штраф и заставили все вернуть на место. Еще одно семейство посмело срезать на балконе металлическую пожарную лестницу. Санкции последовали примерно такие же. Без согласования с обслуживающей организацией устраивать в собственной квартире подобные перепланировки запрещено. А теперь у меня вопрос: почему Борисовводоканал не заметил реконструкции и не заставил Сапожниковых получить комплекс документов, подтверждающих, что увеличение стоков возможно и никому в дальнейшем не навредит? Ведь когда заключался новый договор с абонентом, факт четко зафиксирован: в доме уже не только умывальник, но и полный комплекс удобств.


— Вода и канализация — первостепенные блага. Мы не можем отказать в заключении договора с потребителем, у которого уже построены водопроводно–канализационные сети. А получение технических условий при увеличении объема использования воды — право потребителя. Они даже выдаются только по заявлению гражданина, — так отвечает на вопрос Михаил Чирков, начальник производственно–технического отдела КУП «Борисовводоканал».


Получается, ЖЭСы у нас функционируют в одной стране, они злые и ужасные, особенно для перепланировщиков, а Борисовводоканал — в другой, он мягкий и пушистый. Поеду–ка я в Борисов, куплю избушку с выводом в центральную канализацию, построю там бассейн и буду куролесить в свое удовольствие, затапливая соседей. И мне за это ничего не будет. Если, конечно, соседи не побьют. Утрирую. Но ситуация на Пролетарской, 26, согласитесь, очень похожая. Между тем в настольной книге всех водоканалов, которая называется Правила пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения в городах и поселках, я обнаружила любопытную запись: «п. 2.1. На увеличение объема подачи воды и отведение сточных вод по существующим присоединениям заказчик (абонент) обязан получить от предприятия водно–канализационного хозяйства технические условия на присоединение».


А коль обязан, почему никто не обязывает?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter