Модельер — дрессировщик вкуса

Правила жизни Саши Варламова
Правила жизни Саши Варламова

В Минске два высших учебных заведения, в которых занимаются обучением специалистов моды: Белорусская государственная академия искусств и Институт современных знаний. Я сразу отличаю эскизы и коллекции, которые делаются в этих вузах, настолько разнятся эстетические концепции этих учебных заведений.

В ИСЗ они более плакатные, более наглые и даже вызывающие с точки зрения цвета. Академия искусств в этом отношении более корректна: в первую очередь в коллекциях видна работа с цветом. Коллекции менее стереотипны. Мне очень нравится их подход. Они скрупулезно создают цветовую композицию. Это не случайно нарезанные куски ткани, а нечто, рожденное в уединении, может быть, даже в каком–то отрешении. Видимо, сама атмосфера академии, где учатся не только дизайнеры, но и будущие художники, скульпторы, актеры, способствует раскрытию потенциала и воплощению фантазий.

Кроме этих двух вузов, в Минске есть отделение дизайна в БГУ. Дизайнеры предлагают там тоже совершенно неожиданные решения. В Белорусском национальном техническом университете есть архитекторы, которые работают с модой. Но они не совсем владеют конструкциями. Ведь конструкция — это очень важно. Потому что одежда, как дом. Она должна строиться. Если здание построено умно, оно никогда не обрушится.

Есть художественное училище, оно ничего общего не имеет с подготовкой специалистов по моде. Но в прошлом году одна из учениц этого заведения сделала настолько хорошую коллекцию, что ее пригласили на стажировку в Барселону. Насколько знаю, в училище даже произошел маленький конфликт. Ее не хотели отпускать. Говорили: «Из–за какой–то моды бросаешь искусство!» Но мода — это тоже искусство. Если это настоящая мода.

Ко всем этим учебным заведениям можно прибавить многочисленные минские колледжи: технологический, швейного производства и другие. В провинции тоже есть подобные заведения.

В Гродненском университете открылось специальное отделение дизайна, одежды и текстиля. Там очень серьезный преподавательский состав. Обладая таким преподавательским потенциалом, конечно, все можно сделать очень интересно. Потому что люди в регионах требуют внимания к себе. Они созрели для того, чтобы учиться дальше. И теперь им для этого уже необязательно ехать в Витебск или в Минск.

Гродно — это особенный регион. В прошлом году я выбрал только одну коллекцию оттуда. Не знаю, с чем это связано. Наверное, с тем, что готовили там в основном портних. А портниха и дизайнер — это иные точки зрения, иные взгляды на жизнь. Дизайнер строит жизнь, строит атмосферу, выстраивает пространство. А портниха обшивает, обслуживает. Разные типы мышления. Теперь благодаря «Мельнице моды» в Гродно появился и новый центр моды. Но как идеи оттуда будут распространяться в массы — зависит в первую очередь от того, кто стоит во главе такого центра. Хочешь не хочешь, лидер все–таки навязывает свое мнение. Я, например, другого художника не могу заставить смотреть на коллекцию своими глазами.

Я начал работать в моде 25 лет назад. Тогда было два центра в Беларуси, которые занимались моделированием одежды: Республиканский дом моделей на Парковой магистрали (тогда так назывался проспект Победителей) и Дом моды N 2 на Юбилейной площади. Эти две организации объединили всех серьезных художников, которые тогда создавали одежду. В 1990 году все рухнуло. Создатели, дизайнеры моды, как правило, оказались в учебных заведениях. В той же Академии искусств, в колледжах. Так сказать, преподаватели–практики. Ведь мода — это то искусство, которое передается из рук в руки. Это мастерская. Только по прошествии некоторого времени студент привносит что–то свое. Вначале он смотрит на мир глазами преподавателя и начинает с подражательства.

Объехав республику, я вижу полную картину. Кого–то мне приходится просто–напросто переучивать с самого начала. Самородок должен иметь знания! Надо знать ремесло. Нельзя сыграть роль по интуиции, нельзя написать статью, не зная грамоты.

В 1981 году я работал моделью. Для меня это было способом добавить к стипендии еще 30 рублей. И вот когда я часами стоял на примерках, стоял и смотрел на себя в зеркало, когда слышал, о чем говорят, постепенно начинал что–то понимать.

Я прошел замечательную школу. И не знаю лучшего способа научиться моде, чем быть подмастерьем у талантливых людей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter