Много шума из ничего

Об искусственном раскручивании скандала вокруг «польского дома» в Ивенце

Перечитывал на днях с сыном сказку Платонова. Там двое крепко заспорили, кто жеребенка родил: кобыла или мерин. И вроде ясно все, а конца спору нет. Потому как «у одного правда, а у другого выгода»...


Простая, но мудрая формула. И вспоминается она все чаще по мере искусственного раскручивания скандала вокруг «польского дома» в Ивенце. Почитал на форумах комментарии к своей предыдущей публикации на эту тему. Анонимная общественность возбуждена. Не стесняется в выражениях и сыплет проклятиями. А резонной аргументации — ноль. Даже поспорить предметно не с кем...


Кстати, в моей статье эта публика не увидела главного. Речь в материале шла и о т.н. местной самодеятельной музыкальной группе «Крэсавянка». На сайте г–на Санникова материал был приведен почти полностью. Но именно для этого принципиального момента места не нашлось. Какие это у нас «крэсы», что, белорусы по-прежнему, как во времена пана Пилсудского, не белорусы, а какие-то жалкие «крэсавики»?


Ну да ладно — с «анонимщиками» Санникова все понятно. Посмотрел на ситуацию с другой стороны. Почему к «ивенецким событиям» так ревностно относятся в Варшаве? Вот заявление  маршала сената  Богдана Борусевича. Мол, как так, почему у поляков в Беларуси отбирают собственность, в которую вложены польские деньги! Странное дело. То ли недослышал что–то пан Борусевич, то ли не захотел услышать, но ведь речь как раз и идет о том, чтобы вернуть здание полякам — Союзу поляков на Беларуси. Или между панной Соболь и паном Бурачевским есть какая-то «этническая разница»? Что это за новоявленный расизм?


Или вот еще цитата польского руководителя: «Белорусские поляки все время страдают от необоснованных репрессий». О каких репрессиях идет речь? С чьей стороны? Кого репрессировали? Механизаторов из Ивьевского района, учителей из Лиды? Вообще, кого в современной Беларуси преследуют по национальному признаку? Что за злые фантазии? Вот так дискуссия, начавшаяся внутри общественного объединения, не ровен час, может скатиться до опасных игр на межнациональной почве и разорвать белорусское общество. Этого добиваются за рубежом? Зачем? Отчасти на этот вопрос отвечает маршал Борусевич: «Есть девиз: «Бьют наших!», он сейчас самый ходовой. Ведь действительно же бьют, это не выдумка». Так кто у Варшавы «наш», а кто не «наш»? Кто делит белорусских граждан на первый и второй сорт? На защиту чьих интересов встали некоторые представители польских властей: всех поляков, живущих в нашей стране, или конкретно госпожи А.Борис? Которая с группкой единомышленников колесит по Беларуси и будоражит людей то в Гродно, то в Ивенце, то еще где–нибудь. Ведь не отмахнешься запросто от того, что на недавнем их собрании в ивенецком «польском доме» массовку создавали именно приезжие. А заинтересованных местных жителей едва ли хватило бы на четверть тесного зала.


Еще несколько любопытных моментов. Председателя СПБ  Семашко команда Борис просто не пустила на собрание. А в минувшее воскресенье на крыльце «дома польского» от одного из ее соратников Анджея Почобута я услышал весьма яркую фразу. О том, что С.Семашко и всех, кто рядом с ним, для А.Почобута не существует. Однако это не помешало несколько дней спустя зампреду СПБ Елене Богдан в очередной раз заявить об открытости союза для диалога с незарегистрированной группой. Но это вряд ли будет услышано... Ведь «наших» бьют!


Одних лишь этих штрихов вполне достаточно для некоторых выводов. Настрой команды Борис на углубление раскола в польской диаспоре более чем очевиден. Деление земляков на своих и чужих, правильных и неправильных — основа ее деятельности. Причем главным критерием «правильности» становится готовность конфликтовать, демонстративно отворачиваться от любого конструктивного предложения, игнорировать законы, да и просто бесцеремонно себя вести. Плюс конфронтация с обществом и государственными институтами. Иначе невозможно объяснить высказывание А.Борис о том, что Беларусь — это государство бандитов. Видимо, получив карту поляка, гражданка Беларуси Борис впала в безумие и напрочь забыла о своем белорусском паспорте и гражданстве... Разве можно так обзывать свою страну? Разве это не оскорбление всех белорусов разных конфессий и разных этнических групп.


Поэтому и вызывает недоумение реакция на ситуацию польской дипломатии. Уместны ли здесь резкие движения? Отзыв посла и опрометчивые заявления с высоких трибун? Почему при взгляде из Варшавы одна лишь пани Борис вдруг стала фигурой более ценной, чем тысячи белорусских поляков, объединенных в СПБ? Что, Борис — большая полька, чем поляк Бурачевский? Ну не могут же в самом деле власти Польши поощрять искусственно подогреваемый раздрай в суверенной стране.


Да, судебные исполнители в настоящее время описали здесь оспариваемое двумя группами имущество. А как иначе? В суде рассматривается дело о праве собственности на здание и все, что в нем находится. Опись — стандартная техническая процедура, гарантирующая, что к моменту вынесения решения имущество банально не растащат. Неужели в Варшаве, Гданьске или Познани знают иные цивилизованные варианты решения зашедших в тупик хозяйственных споров, кроме как через суд? При этом в любой коллизии на территории Беларуси должен разбираться белорусский суд! Мы — не «крэсавики», а суверенная страна. Или надо руководствоваться кличем «наших бьют»? Что-то очень это напоминает Судеты второй половины 30-х годов. Неужели так коротка память?


Фантастичным выглядит то, что выходки бойкой барышни могут каким–то образом влиять на взаимоотношения двух соседних государств. Она что, законспирированный полпред или министр без портфеля? И еще. Не думаю, что польским властям понравился бы взволнованный человек (а тем более 10 человек) в Гайнувке с транспарантом «Верните Минску Белосток!». В Минске, уверен, подобный случай сочли бы курьезом и посоветовали такому подлечиться. Да и к Борис здесь относятся вполне снисходительно. Учитывая ее ностальгию по «крэсам», провокации с госсимволикой Польши на здании, расположенном на белорусской земле, и прочие неприличные выходки. Но Борис все больше впадает в буйство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter