Млечный путь

Кому полагается молоко «за вредность»...
Кому полагается молоко «за вредность»...

Нет человека, который хотя бы раз в жизни — кто в шутку, кто всерьез — не проклял свою «убийственную» работу. Накричал начальник, «достал» клиент, натянуты нервы, в глазах рябит, в груди колет... «Да мне давно положено молоко!» — говоришь себе в сердцах. А за какую «такую»? Почему молоко, а не, скажем, плитка шоколада? И чем мы отличаемся от тех 370 тысяч работников, которые каждый будний день получают от государства такой подарок?

Если следить за лентой новостей, то вконец запутаешься. Вот молодежное движение «Наши» решило преподнести московской милиции подарок — в виде молока. По пакету на постового. Дескать, братцы, очень уж у вас тяжелая служба. А накануне Нового года в Госдуме РФ оказался законопроект, предлагающий заменить выдачу молока на вредных производствах денежной компенсацией. «Здоровье отравляющихся должно быть делом самих отравляющихся», — решили депутаты. Под сомнение поставлена одна из самых гуманных льгот, которая мало где сохранилась. Ведь выражение «молоко за вредность» сегодня имеет законодательную основу только в странах СНГ, Болгарии и Китае. Что говорит наш закон и о чем свидетельствует практика — корреспондент «СБ» выяснила у заведующего отделом медицины труда Республиканского научно–практического центра гигиены доктора медицинских наук Григория КосЯЧенко.

Почему не кефир?

Выдача бесплатного молока рассматривается медиками как мера профилактическая. Дело в том, что с ним, созданным самой природой, по пользе не сопоставим ни один из известных продуктов. Недаром еще Авиценна называл молочные продукты лучшей пищей для людей, а доктор Боткин — драгоценным средством при лечении болезней сердца и почек. Во–первых, молоко имеет идеальное соотношение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и т.д. Следовательно, оно повышает сопротивляемость организма к внешним факторам, что особенно важно на тяжелых производствах. Во–вторых, целый ряд загрязнителей, прежде всего органических химических соединений — например, углеводороды, фенолы, эфиры, — легко связываются с белками молока, таким образом оно способствует выведению токсинов, попадающих в организм. В–третьих, это достаточно многокомпонентный продукт, который обволакивает поверхность желудочно–кишечного тракта, предупреждая тем самым всасывание вредных веществ, компенсируя энергетические затраты организма и проводя «дезактивацию» поступающего яда. Не говоря уже о том, что сами по себе белки молока являются источником незаменимых аминокислот, а также минеральных веществ, которые не синтезируются в человеческом организме и тем не менее ему необходимы. Впрочем, согласно постановлению Совета Министров N 260 от 27.02.2002 г. при работе с вредными веществами работник может обеспечиваться и другими равноценными пищевыми продуктами. Скажем, людям, контактирующим с неорганическими соединениями — тяжелыми металлами (свинцом, ртутью, стронцием и т.д.) — вместо молока положены кисломолочные продукты (кефир, ацидофилин, простокваша и др.) плюс 2 грамма пектина в виде обогащенных консервированных продуктов или 250 — 300 г сока, желательно с мякотью. Аналогичная замена производится и для тех, кто занят на производстве антибиотиков.

Вещественное доказательство

Закон оговаривает не список профессий, чьим представителям положено бесплатное молоко, а перечень вредных веществ, работа с которыми гарантирует эту льготу. Проще говоря, молоко получит не просто мастер, а мастер определенного цеха, изо дня в день контактирующий с тем или иным токсином. Между тем бухгалтер того же завода льготы лишен. Однако это не значит, что речь идет только о производстве: контакт с вредными веществами — категория широкая, включающая и их применение, хранение, транспортировку, эксплуатацию, ремонт и очистку оборудования, тары, инвентаря и т.п. Всего в перечне 57 вредных химических веществ и соединений — начиная от углеводородов, спиртов, галогенов и заканчивая селеном, мышьяком и сурьмой. Есть в списке и сажа, и пестициды, и пыль. Кроме того, во вредных условиях человек должен работать не менее половины смены. В остальном правила едины: молоко выдается по 0,5 литра в день, до работы, в буфете, столовой или в специально оборудованном помещении. И не выдается авансом — в счет отпуска, бюллетеня или командировки, если она не связана с вредными условиями.

Кто не рискует, тот не ест... бесплатно

Существующий порядок не учитывает, насколько серьезно воздействуют вредные вещества на организм человека в каждом конкретном случае. У медиков есть понятие «предельно допустимая концентрация» — то есть тот максимальный порог, до которого более или менее гарантируется безопасность для здоровья. Но дальше градации нет. Один человек может работать в условиях относительно безвредных, другой — достаточно рискованных. Но поскольку контакт с токсином имеют оба, обоим положено молоко. Хотя ситуации, согласитесь, разные. В общем, льгота очень лояльная. И не исключено, что в будущем подходы будут изменены. Как–никак, в масштабах страны бесплатное молоко для 370 тысяч человек ежедневно — трата немалая. Другое дело — бесплатное лечебно–профилактическое питание. Оно действительно полагается сугубо тем, кто работает в особо вредных условиях. Здесь уж существует подробный перечень профессий и производств, занятость на которых предусматривает такое питание. Каждой профессии — свой рацион, всего их медики разработали 6, с полным набором продуктов — от мяса до витаминов. Причем в течение недели меню не должно повториться ни разу. Достаточно сказать, что стоимость одного суточного рациона на Гродненском ПО «Азот» доходит до 8 тысяч рублей, а всего предприятие тратит на лечебно–профилактическое питание до 500 тысяч долларов ежегодно. Естественно, людей, которым положена льгота по такому оздоровительному питанию, меньше тех, кто получает молоко, на порядок — это около 1,5 процента от всех работающих белорусов.

Грех жаловаться?

Как признает Григорий Косяченко, установленный порядок соблюдается далеко не всегда. В силу множества причин, чаще всего организационных. Невыгодно некоторым предприятиям каждый день гонять машину за какими–нибудь 2 — 3 пакетами молока! Между тем работники имеют на них полное право. И если оно не соблюдается, надо обращаться в отраслевой профсоюз, чтобы инспектор проверил, как выполняется на практике постановление N 260, касающееся, между прочим, предприятий любой формы собственности.

И другие заинтересованные лица...

А что делать представителям новых профессий, у которых все завязано на высоких технологиях? Программистам, чахнущим у мониторов? Референтам, задыхающимся у ксероксов? Менеджерам, которых в напичканном оборудованием офисе как селедок в бочке? Кто знает, может, в их рабочем пространстве тоже витают какие–нибудь «выбросы»? «Жалобы на запахи, на воздействие вредных излучений — лишь слова, — подчеркивает Григорий Косяченко. — Их надо подтвердить инструментально, обследовать рабочее место лабораторными методами. Только после этого можно говорить о необходимости профилактических мер, в том числе и о каких–либо льготах. На сегодняшний день санитарные нормы регламентируют содержание в воздухе производственных помещений свыше 3,5 тысячи веществ. Поэтому нужно разбираться конкретно: какой в данном случае может быть превышен показатель? Почему? Мой совет: сомневаетесь — вызывайте для проверки работников центра гигиены и эпидемиологии». Практика специалистов, занимающихся аттестацией рабочих мест в связи с вредными условиями труда, показывает: санитарно–гигиенические показатели в офисах, как правило, — в пределах нормы. Если, конечно, все оборудовано так, как следует. То есть правильно подведено электропитание, есть заземляющие контуры, в противном случае излучение может быть достаточно интенсивным. Копировальные аппараты рекомендуется выносить в коридор или вовсе в отдельные помещения, вовремя менять фильтры и следить за вентиляцией. Но даже если ваше рабочее место комфортно и безопасно и вам не «светит» ни бесплатное молоко, ни уж тем более лечебно–профилактическое питание, лучше все–таки регулярно оздоравливаться «по собственному желанию». На всякий случай. Для профилактики. Для этого всего–то только и нужно, что не забыть по дороге домой купить пакет универсального природного напитка.

Справка «СБ»

На производстве с вредными условиями труда занято около 560 тысяч человек. Из них 35 процентов — на предприятиях промышленности, 30 процентов — в сфере транспорта. С влиянием вредных факторов на рабочем месте, по наблюдениям медиков, связано 20 процентов заболеваний, заставляющих брать бюллетень.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter