В Минске состоится очередной форум союзных вузов технологического профиля

Миром правят технари

В Минске состоится очередной форум союзных вузов технологического профиля
БЕЛОРУССКИЙ национальный технический университет хорошо известен не только в своей стране — здесь он лидирует среди вузов технического профиля и занимает вторую строчку в общем рейтинге — но и на всем постсоветском пространстве. БНТУ официально является ведущим вузом СНГ в области инженерного образования. Это красноречивое признание традиций, сложившихся тут в том числе еще в советские времена. А в последние годы значительно повысилась образовательная и научно–организационная роль университета и на просторах Союзного государства. Именно здесь несколько лет назад по инициативе БНТУ и Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского — МАТИ состоялся первый форум белорусских и российских вузов инженерно–технологического профиля. Затем прошел и второй. Напомним, что в них участвовал Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Об этом напоминает и дерево, в торжественной обстановке посаженное в сквере БНТУ Григорием Алексеевичем. Символичная, как показывает время, акция!

Важность задачи, которую поставили перед собой белорусские и российские вузы, не нуждается в доказательствах. В наш век инженеры–машиностроители, инженеры–технологи во многом определяют темпы прогресса. И не только в промышленности. Так, выпускники БНТУ занимают руководящие посты в Правительстве, Парламенте Беларуси, возглавляют многие ведущие предприятия. Нужно и в нынешних условиях сохранить высокий престиж инженерного образования, наполнить его современным содержанием. И это лишь одно из направлений, где сложение усилий может дать взаимовыгодный результат.

Сегодня можно сказать: и в прямом, и в переносном смысле древо сотрудничества пустило глубокие корни. В том числе намечается провести в октябре нынешнего года в Минске третий форум белорусских и российских вузов технологического профиля. Проректор БНТУ Георгий Вершина сообщает подробности:

— Уже поступают запросы об участии. В частности, из Донского государственного университета интересуются, смогут ли разместить выставку своих достижений с тем, чтобы активизировать сотрудничество с белорусскими предприятиями. И в целом образовательный и научный потенциал технологических вузов Беларуси и России стал в результате проведения форумов значительно разнообразнее и весомее.

К примеру, можно было бы много рассказать о сотрудничестве технопарков белорусских и российских вузов. Еще одна сфера совместных интересов — подготовка инженеров для атомной энергетики. Для Беларуси задача крайне актуальная. Ведь страна с помощью России возводит свою первую АЭС. Не за горами пуск. К этому времени будущие специалисты должны не только получить дипломы, но и приобрести определенный опыт. Белорусскому национальному техническому университету в этом активно содействует такой общепризнанный центр подготовки инженеров для атомной отрасли, как Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева. Студенты БНТУ побывали там на практике и стажировке. Преподаватели из города на Волге периодически приезжают читать лекции в Минск, и наоборот. Идет обмен научными результатами, лекциями. Способные выпускники БНТУ могут продолжить образование в магистратуре и аспирантуре Нижегородского, Ижевского и других российских государственных университетов, и наоборот — и это далеко не все направления сотрудничества.

Что касается исследовательской сферы, то ученые белорусских и российских вузов технологического профиля объединили усилия под эгидой союзной научно–технической программы «Поверхность». Ее результаты, предполагается, будут востребованы в космическом машиностроении и других отраслях.

В этом году вузы столкнулись с новым вызовом: последствиями демографической ямы 90–х годов. За несколько последних лет число абитуриентов сократилось в разы. Как в таких условиях привлечь в учебные аудитории и лаборатории наиболее подготовленных и способных юношей и девушек, в том числе из России и других стран? Георгий Вершина поясняет:

— Даже в сегодняшних сложных условиях у БНТУ нет серьезных проблем с набором на первый курс — мы уже зачислили свыше 2500 студентов при достаточно высоком конкурсе. При этом мы всегда открыты для россиян — их в нашем вузе учится 250 — 300 человек. Они могут поступать двумя способами. Абсолютно на равных с белорусскими сверстниками, в том числе на бюджет, сдав централизованное тестирование. Либо по результатам собеседования на платных условиях. Стоимость обучения у нас на уровне российских вузов аналогичного профиля. В этом году прием иностранных студентов мы существенно расширяем, примерно до 700 человек. В свою очередь, по просьбе ряда российских вузов отобрали для них несколько десятков хорошо подготовленных белорусских абитуриентов.

Настоящей кузницей кадров для проектирования, производства и эксплуатации различного технологического оборудования и машин на просторах Союзного государства является машиностроительный факультет БНТУ. Здесь на дневном и заочном отделениях учатся более 2200 человек. О возможностях научного сектора говорит такой факт: на факультете разработали и внедрили на Минском тракторном заводе не имеющую аналогов в мире технологию лазерной закалки деталей сканирующим лазерным излучением с управляемым распределением энергии по сечению лазерного пятна. Декан факультета Сергей Харитончик поясняет:

— Высокое качество образования обеспечено наличием нескольких признанных научных школ, применением новейших компьютерных программ, тесным сотрудничеством с мировыми лидерами машиностроительного производства. Как результат, все выпускники факультета востребованы на производстве. Число заявок предприятий и организаций в 2–3 раза превышает количество выпускников.

Очередной форум вузов технологического профиля Союзного государства еще более укрепит сотрудничество в подготовке специалистов и преподавателей, проведении научно–технических исследований.
BIBIKOV@SB.BY

Советская Белоруссия №143 (24526). Четверг 31 июля 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter