Для парфюмеров открыто уже около 30.000 синтетических душистых веществ

Мир сквозь призму ароматов

Для парфюмеров открыто уже около 30 000 синтетических душистых веществ
Профессия парфюмера сродни мастерству художника. Только вместо красок перед ним палитра запахов. Научиться их распознавать и правильно компоновать — задача не из простых... В этом я убедилась, побывав в парфюмерной лаборатории, где творит представитель такой редкой для нашей страны профессии Марина Маерс.


В распоряжении нашего парфюмера около 15.000 натуральных и синтетических душистых веществ. Часть хранится в холодильнике. Те, что используются редко, в отдельном помещении. А самые популярные аккуратно расставлены на полочках в алфавитном порядке. Хозяйка по очереди выпускает из пузырьков запахи «морозной свежести», «горной лаванды», «свежескошенной травы», «маминых пирогов с ванилью»... Некоторые сразу вызывают из подсознания приятные воспоминания, другие — неприятно ударяют в нос. После нескольких проб я начинаю искать глазами емкость с кофе.

— Парфюмерам такой способ очищать рецепторы не нужен, — улыбается Марина. — Я могу удерживать в памяти около 30 ароматов, пробуя их один за одним. Такой навык приходит при ежедневной работе. Спортсмены тренируют мышцы. А парфюмеры — обоняние. И все же если целый день пытаешься создать несколько композиций, можно заработать головную боль. Так что главное — не переусердствовать.


Парфюмерия — это по большей части химия и хорошая память. Поэтому для начала нужно получить химическую специальность. Сама Марина — племянница известного белорусского парфюмера Олега Выглазова — вспоминает, что дядя с детства пытался увлечь ее профессией: рассказывал удивительные истории о мире красоты, дарил духи, книги и всячески поощрял собирательство флакончиков. Но даже на первом курсе БГТУ она еще сомневалась. Видела себя скорее в роли инженера–технолога: хотела создавать шампуни, бальзамы, базы для кремов, работать на производстве... А потом попала на практику в парфюмерную лабораторию — и затянуло.

— Здесь важны не только знания, но и способность экспериментировать, полет фантазии. Например, свой знаменитый парфюм для концерна «Ланком» создала наша соотечественница София Гройсман. Она использовала большое количество альдегидов, чего раньше не делали, и... победила! Духи получились яркие, взрывные, с удивительными топ–нотами. В то же время есть оттенки, одна капля которых может испортить конечный аромат. И тогда вместо сочной клубники получится запах подгнившей ягоды...


Избежать подобных казусов помогают определенные правила составления ароматов. Кроме того, нужно учитывать требования Международной парфюмерной ассоциации. Например, не использовать в больших количествах токсичные вещества, аллергены и эфирные масла. Некоторые натуральные компоненты и вовсе запрещены. Неспроста многие легендарные духи, которые были созданы в начале XX века и выпускаются по сей день, отличаются от оригинала.

Марина достает исписанный вдоль и поперек блокнот с формулами и идеями. Перво–наперво нужно составить «рыбу» — основу будущей парфюмерной композиции. Для отдушки с запахом шоколадного бисквита, например, понадобится кетон малины, производная ванилина, этил мальтол, этил изовалерат... При помощи шпателя специалист аккуратно выкладывает необходимое количество (речь о десятых и сотых грамма) сыпучих душистых веществ в химический стакан. Работа кропотливая. Не ошибиться помогают высокоточные весы. Когда все компоненты добавлены, смесь нужно нагреть до полного их растворения. Теперь, разделив основу на несколько частей, можно начинать экспериментировать, искать новые штрихи, менять концентрации. Впрочем, нужно еще дождаться вызревания композиции, убедиться, что она не начнет распадаться. Как правило, на выполнение заказа уходит от полутора недель до нескольких месяцев.


— Основные потребители — представители косметических и парфюмерных компаний, производители бытовой химии. Работа интересная, но очень технологичная. Фантазия ограничена техзаданием, нужным ароматом и ценой, которую может заплатить заказчик. Бывают и необычные проекты. Например, работа над парфюмерной коллекцией Максима Мирного — нужно было создать варианты женского и мужского ароматов с яркими цитрусовыми нотами, которые бы ассоциировались с победой, с золотом, — вспоминает моя собеседница. — А пару лет назад мне предложили создать аромат... Минска.

— И чем, по–вашему, пахнет наш город?

— Молодостью, свежестью — ведь в нем живет много молодых, талантливых и целеустремленных людей.


Но что говорить про духи, когда даже создание отдушек порой вызывает трудности! Некоторые любители экзотики, например, хотят получить аромат ягод годжи или бабасу... А как они пахнут? Приходится искать тропические плоды по всему городу. Или заказывать друзьям, которые едут за границу. Марина и сама из поездок возвращается не с пустыми руками. Из Таиланда, например, недавно везла целый чемодан различных эфирных масел, думала, не пустят в самолет.

— А самое сложное задание помните? — спрашиваю.

— Я была еще студенткой. Олег Геннадьевич принес в лабораторию флакончик «Ландыша серебристого» и попросил добиться сходства. Я–то думала, что уже все умею. Но одно дело, когда ты создаешь аромат сам и про какие–то огрехи можешь сказать: мол, я художник — так вижу. И совсем другое — когда нужно показать свое мастерство, умение анализировать, различать отдельные душистые вещества в композиции. В одном флаконе может быть 30, а в дорогих духах и 100 компонентов. Я знала, как сделать «ландыш», но как сделать «ландыш серебристый»? Так и не добившись успеха, спустя несколько месяцев попросила помощи наставника. Теперь иногда сама устраиваю себе экзамены, пробую повторить какие–нибудь парфюмерные композиции ради спортивного интереса.


Кстати, в повседневной жизни Марина духами пользуется редко. Даже шампуни и бальзамы покупает со слабым ароматом. В работе посторонние запахи только мешают. А если парфюм все же необходим — выбирает что–нибудь из своих экспериментов. Наиболее удачные образцы хранит дома рядом с именитыми духами — винтажными, многие из которых успели окислиться за давностью лет, и современными...

Имея за плечами 10–летний стаж, в будущем году Марина Маерс планирует отправиться на учебу в мировую столицу парфюмерии — город Грасс. Также в планах — членство в Международной парфюмерной ассоциации. А в мечтах — создание в белорусской лаборатории аромата для известного парфюмерного бренда. Нельзя сидеть в своей скорлупе. Ведь открыто уже около 30.000 различных синтетических душистых веществ, и каждый год концерны предлагают все новые. Одно из них может произвести очередной прорыв. Как в середине прошлого века, когда была открыта иралия — вещество, без которого невозможно большинство женских духов, и в первую очередь легендарные «Диориссимо» от Диор.

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 185 (24815). Суббота, 26 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter