Слава Милана зиждется на трех столпах: соборе Дуомо, театре «Ла Скала» и шопинге

Миланские столпы

Слава Милана, как мне кажется, зиждется на трех столпах: соборе Дуомо, театре «Ла Скала» и шопинге. В этом году к ним на шесть месяцев еще Всемирная ЭКСПО добавилась — многие приезжают специально для того, чтобы попробовать мир на вкус (тема «Накормить планету» неизбежно означает, что здесь представлена вся мировая кухня, мы тоже удивляем драниками, зефиром и березовым соком). Милан рад и подсчитывает прибыль (цены на гостиницы взлетели, хотя мест для ночлега стало больше). А раз в год тысячи поклонников «Феррари» стекаются сюда на родной для красной команды этап «Формулы–1» (он проходит в пригородном Монце). В общем, есть что в Милане посмотреть и на что сходить. По моим подсчетам, два дня вы будете плотно заняты. Больше? А зачем?



«Ла Скала».

Милан — столица итальянского севера (как минимум он сам о себе думает именно так). Север в Италии богатый (так о себе думает не только он), здесь активна «Лига Севера» — политическая сила, выступающая за то, чтобы отделиться от юга (Неаполь и прочие сицилийцы), лучше всего забором (о, как им нравятся решительные венгры, протянувшие колючую проволоку на границе с Сербией): пусть юг и дальше (ключевое слово — дальше) пребывает в своей ленивой неге, а мы, северяне, все заработанное будем оставлять себе и богатеть, богатеть, богатеть... Северяне любят деньги (и славятся своей скупостью) и немного напоминают мне павлинов: оденутся красиво, волосы уложат красиво и — вперед: посмотрите, ну разве я не хорош? Очень: глаз не отвести. Вот только я все время помню, что прекрасные павлины с распушенными хвостами в отличие от невзрачных соловушек не поют, а скорее каркают. Вечный, понимаете, конфликт между формой и содержанием. Приятельница, преподающая китайский язык в Институте Конфуция, рассказывала, как один ученик, оказавшийся активистом «Лиги Севера», пригласил ее в ресторан. Она проверила его (не ученика, а ресторан) в интернете — оказался благотворительным заведением общепита для беженцев. До сих пор пребывает в недоумении: что это было? Сошлись на том, что так «Лига Севера» отреагировала на ее славянскую фамилию.

Знаменитый «Ла Скала» — тоже конфликт между формой и содержанием, только в ином виде: снаружи здание такое невзрачное (особенно после российских императорских театров, да и наш Большой очень неплох), что даже как–то неудобно поначалу становится — вот это он и есть? Стоящий напротив Леонардо да Винчи (он много работал в городе) смотрит как будто с укоризной. Но случай с «Ла Скала» — удивительное для павлиньего в большинстве случаев Милана исключение: невзрачным выглядит только фасад. А уж ложи, как им и положено, блещут. Неудивительно: весь театр ради них в 1778 году, собственно, и построен. Расходы на строительство окупились за счет продажи частных лож. Это одна из самых больших сцен в Европе и одна из самых престижных в мире. Плохих исполнителей, спектаклей и концертов здесь не бывает. Здесь ничего павлиньего — все по–настоящему: и золото, и голос. «Ла Скала» — объект для поклонения: сбоку через дорогу небольшое кафе/магазин «Верди» (объявление на кассе радостно извещает: «Мы говорим по–русски!»), где весь интерьер — о «Ла Скала». Среди старых афиш и грампластинок с лучшими голосами эпохи можно отыскать даже закулисные (и сразу заметно, что совсем частные, без позирования) фотографии знаменитостей этого изысканного мира. В общем, настоящим любителям «Ла Скала» лучше идти сюда, чем в скучный (и, как в Милане водится, с зашкаливающими ценами) официальный сувенирный магазин при театре.



Собор Дуомо.

Когда миланцы хотят сказать о чем–то, длящемся, по их мнению, целую вечность, то говорят о «фабрике дель Дуомо». Дуомо — кафедральный собор, сказочно красивый. Я столько раз видела его фотографии, что внутренне готовилась к неизбежному разочарованию: редко бывает, чтобы идеальный образ совпал с реальным. В случае с миланским Дуомо реальность превзошла идеал. Собор красив именно так, как рисовало воображение, и еще чуть красивее — легкий, парящий. Будете здесь — обязательно поднимитесь на террасы (советую пешком, это не слишком высоко, особенно после того как я пару десятков раз покорила Великую китайскую стену). Вот тут особенно понятно (и заметно, конечно, тоже), почему «фабрика дель Дуомо» — это не просто название организации, созданной для руководства строительством собора. Потому что собор этот (подумайте только!) строили почти 600 лет, с 1386 по 1965, старые и новые участки легко отличаются по оттенкам мрамора. Удивительное по мощи сооружение, пятый по величине собор мира. Причина номер один для поездки в Милан (или номер два, если для вас важнее опера или «Формула–1»).

Что я там третьим столпом миланской славы назвала? А, шопинг! Мне о нем рассказывали почти легенды, но сама я ничего сказать не могу: жалко было время тратить на магазины, когда рядом Дуомо, «Тайная вечеря» Леонардо и «Пьета Ронданини» Микеланджело. Не до шопинга, знаете ли.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 180 (24810). Суббота, 19 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter