Между молотком и наковальней

Еще раз о безопасности общественного транспорта
Еще раз о безопасности общественного транспорта

Недавний случай в Минске стал поводом вспомнить о Директиве N 1 в контексте безопасности пассажиров. Тогда в загоревшемся автобусе оказались запертыми 12 пассажиров — двери в салоне заклинило. А информационных табличек с инструкциями, как действовать в аварийной ситуации, огнетушителей и специальных молотков для разбивания стекол в салоне не оказалось. Чем показателен этот факт?

Я отправляюсь на ближайшую остановку. В первом же новехоньком троллейбусе 23–го маршрута обнаруживаю всего один держатель для молотка. Да и тот пустой... В автобусе 65–го маршрута на двух стеклах были наклейки: «Запасной выход. При аварии разбить стекло молотком», но самих молотков не было. Такая же картина — в троллейбусах 31–го и 8–го маршрутов, на 78–м, 50–м и 38–м автобусных маршрутах.

— Молотки в автобусах быть должны, так же как и огнетушители, набор гаечных ключей, аптечка, — сказал мне начальник транспортной инспекции Минтранса Дмитрий Кусков. — Ежегодно мы это проверяем во всех автобусах, троллейбусах и маршрутных такси. И если обнаруживается нехватка чего–либо, направляем руководству предприятия предписание исправить все точно в назначенный срок. Ну а если оно не выполняется — ходатайствуем о лишении этой организации лицензии на пассажирские перевозки.

— Уже больше года в Беларуси действует решение Европейской экономической комиссии N 36, в котором четко регламентированы количество и место расположения в общественном транспорте аварийных выходов, — добавляет ведущий инженер отдела сертификации Госстандарта Станислав Быков. — К примеру, в автобусе, рассчитанном на три десятка пассажиров, их должно быть четыре, во вмещающем 61 — 75 человек — семь, а более чем в 90–местном — девять. Соответственно молотков нужно столько же, сколько и аварийных окон.

Держа этот увесистый информационный камень за пазухой, интересуюсь у начальника отдела безопасности движения минского автобусного парка N 1 Наума Лившица, стоит ли пассажирам беспокоиться...

— Ни в коем случае, у нас все под контролем! — заверяет он. — Вентиляционными люками и аварийными выходами транспорт оборудован полностью, в молотках тоже недостатка нет.

— Как же тогда объяснить, что полчаса назад в двух автобусах 100–го маршрута не было ни одного из положенных 14 молотков? — задаю вопрос, памятуя о рассказе кондуктора–контролера: что, мол, их приказано снять, чтобы пассажиры подшофе не пытались разбить окно или ударить этим «орудием» соседа...

— Наверное, нечистые на руку люди украли, — предполагает Лившиц. Это, впрочем, слабое оправдание: как мне удалось выяснить, автобусные парки и троллейбусные депо обязаны вовремя пополнять запасы тех самых банальных молотков...

Как рассказали мне на МАЗе, повышением безопасности пассажирских перевозок завод обеспокоился не вчера: в последние годы на автобусах, предназначенных для работы в городе, устанавливаются самые современные двигатели, в моторном отсеке по желанию эксплуатирующей организации может быть оборудована автоматическая система пожаротушения, а рычаги аварийного открывания дверей предусмотрены не только внутри салона, но и снаружи. Единственной пока неразрешимой проблемой остается невозможность сделать все это в «антивандальном» исполнении...

А вот КУП «Минсктранс», к сожалению, спохватилось позже — только когда грянул гром.

— Все работники, допустившие халатность, будут привлечены к дисциплинарной ответственности, — рассказал мне заместитель генерального директора по персоналу Владимир Конопченко. — Что же касается предпринимаемых нами мер безопасности, то уже начата проверка наличия молотков в автобусах и троллейбусах. Недостающие будут изготовлены в срочном порядке. Троллейбусы на утечку тока проверяются теперь не менее трех раз в день: при въезде и выезде из депо, а также на каждой диспетчерской станции. На всех старых машинах проводится замена электропроводки. ОАО «Минский приборостроительный завод» взялось за изготовление 660 стационарных приборов контроля токоутечки, а на Осиповичском заводе автоагрегатов уже заказаны специальные токонепроводящие подножки для троллейбусов марки ЗИУ. Ежегодно все наши водители обучаются на курсах повышения профессионального мастерства: отрабатывают технику поведения при возникновении нештатной ситуации и способы оказания первой медицинской доврачебной помощи пострадавшим.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter