Как обеспечивают инструментами учащихся руководители музыкальных школ и ссузов

Между форте и пиано

Музыкальные школы и училища — это не только правильно подобранные кадры, вовремя починенные крыши и удобная мебель. «Что творческому человеку надо? Кроме всего прочего, нужен инструмент», — вопрос обеспечения музыкальными инструментами затронул Президент на недавней встрече с творческой молодежью. Тема актуальная, ведь сегодня не все семьи могут себе позволить купить такую недешевую вещь, как, скажем, баян или виолончель, кому–то и флейта не по карману — и за минимальную плату, а то и вовсе бесплатно ребята пользуются теми, которые предоставляет школа или ссуз. При условии, что инструменты есть и в хорошем состоянии. Корреспонденты «СБ» поинтересовались, как обстоят дела на местах.

Директор Солигорской детской школы искусств Олег Щербов из положения выходит благодаря неплохо развитому внебюджетному направлению:

— Школа зарабатывает в основном концертной деятельностью, и неплохо: в 2017 году, например, эта сумма составила чуть меньше 150 тысяч рублей. Мы покупаем гитары, деревянные духовые, цифровое пианино — не в том объеме, чтобы полностью обновить оборудование, но заменяем изношенные инструменты, вкладываемся в ремонт и поддержание в хорошем состоянии оставшихся. Правда, все равно не можем позволить себе концертный баян или фортепиано — такой инструмент стоит около 12 тысяч рублей.

В Молодечненском колледже им. Огинского с инструментами проблем нет.
ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКА.

Руководитель Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М.К.Огинского Григорий Сороко обеспечил свое учебное заведение (включая так называемый сектор практики — музыкальную школу при колледже) инструментами благодаря финансированию из областного бюджета:

— Этими вопросами нужно заниматься ежегодно, планомерно, обращаться к руководству, доказывать, договариваться, объяснять... Огромной благодарности заслуживает Миноблисполком, который проявляет прекрасное понимание потребностей музыкальных учебных заведений. И даже если в каком–то году средств нет, то в следующем обязательно находят. Поэтому сегодня у нас 520 инструментов мирового класса, а не какой–нибудь ширпотреб. Если ударные — то это Голландия, если деревянные духовые — Франция, Германия, баяны и аккордеоны — нашей молодечненской фирмы «Зонта», струнные мы покупаем с конкурсов скрипичных мастеров.

Григорий Сороко уверен, что учебные заведения могут и должны поддерживать друг друга, а потому баяны, гитары, даже рояли, отслужившие свое в качестве концертных, колледж передает на баланс музыкальных школ области. В учебном режиме они еще послужат детям.

ovsepyan@sb.by

В свое время отечественное производство музыкальных инструментов полностью решало насущные проблемы детских школ искусств. Фортепиано, аккордеоны, цимбалы. Все это было свое, а значит, доступное. Однако теперь, когда производство свернулось, другой расклад. Все нужно покупать на стороне. Как удается обновляться музыкальным школам на селе?

В детской школе искусств Чечерска занимаются около 220 детей. Это не только ребята из райцентра, но и из сельской местности. Местные говорят, что здешняя школа никогда не пустовала: ни в годы массового оттока жителей после аварии на ЧАЭС, ни в нынешние времена гаджетов. Едва переступаю порог, как заместитель директора Елена Феник с ходу переключает меня на волну значимых событий:

— Постоянно участвуем в фестивалях и конкурсах. Дмитрий Лашкин, Дарья Шебулдаева, Данила Росликов, Кирилл Борисенко, Дима Кручик — ребята, которые достойно представили район на последних творческих состязаниях. Сейчас готовимся к новым конкурсам. Скажу и о нашей гордости — народном коллективе «Чечерская лютня», который в 2017 году завоевал Гран–при фестиваля «Бардовская осень» в Польше.

Из чего куются победы, сама догадываюсь. Соль — в педагогах — фанатах своего дела и творческой атмосфере. Но вот на чем постигаются азы и исполняются победные композиции? Задаю этот вопрос и по ответной реакции педагогов понимаю — наболело. Последний раз инструменты для школы покупались в конце 90–х. Старожилы, правда, припоминают, что не так давно была надежда на большие перемены. Госпрограмма «Культура Беларуси» на 2011 — 2015 годы прописывала закупку инструментов для детских школ искусств. Чечерск ожидал финансирования в 2014 году. Но до райцентра, расположенного в конце алфавита, очередь так и не дошла. Эту позицию исключили. В новой госпрограмме она тоже не появилась. На выходе в целом ситуация с инструментами получилась такой: каждый обновляется как может.

Заглядываю на урок в классе цимбал. Учитель Анна Пилипенко в 1987 году оканчивала эту школу и сюда же вернулась на работу. Нынешние воспитанники занимаются на инструментах ее юности:

— О, это замечательные цимбалы. Выпускались в Борисове. Качество — отличное. По сей день нам служат.

— И не требуют обновления?

— Конечно, от новых не отказались бы. Свой срок они отработали. Но купить новые очень дорого. Один концертный инструмент стоит около 2,5 тысячи рублей.

Ученики Анны Пилипенко занимаются на цимбалах времен ее юности.
ФОТО МАРИИ АМЕЛИНОЙ.

Не отказались бы обновиться классы домры и гитары. Молодой педагог Дарья Майданова на занятиях использует в том числе личные инструменты. Обрадовался бы пополнению класс баяна и аккордеона, где в распоряжении детей также советские раритеты. Похожий расклад здесь повсеместно: или свое, или достояние прошлого, которое берегут как зеницу ока. Учитель Елена Басаргина показывает поблескивающее черным глянцем концертное фортепиано «Беларусь»:

— Думаю, этому инструменту лет 50. Только старый не значит плохой. Сегодня массовый импорт, который есть на рынке, при высокой цене не всегда отличается качеством. Белорусские инструменты в основном были достойные, а главное, куда более доступные для школ.

Выход из положения? Разумеется, ищут. Чечерский район, где практически нет крупных промышленных предприятий, опирается на благотворительную помощь. Именно так в школе недавно появилась полноценная ударная установка. Однако и цена вопроса для малого района высока. Например, только приобретение необходимых концертных инструментов требует около 30 тысяч рублей. Заместитель председателя райисполкома Юлия Басаргина так говорит о наболевшей теме:

— В последние годы основные затраты были связаны с обновлением здания школы искусств, построенного полвека назад: ремонтом кровли, частичной заменой окон. В настоящее время прорабатываем варианты, как приобрести самые необходимые школе инструменты.

dralukk73@mail.ru

Мастерам нужна «зеленая улица»

Когда–то у нас производились знаменитые на весь Советский Союз пианино «Беларусь», шли они и на экспорт. Воистину бессмертные, эти пианино до сих пор стоят по клубам и домам культуры. Делали у нас и цимбалы, и электрогитары... На недавней встрече с молодыми дарованиями Президент поставил задачу восстановить производство музыкальных инструментов. Эта новость, уверена, обрадовала всех, кто имеет отношение к музыке, ведь купить недорогой качественный инструмент сегодня проблема, что уж говорить про концертные.

Мастер Юрий Дубновицкий.
ФОТО ПАВЛА КУНИЦКОГО.
Даже в категории для начинающих цены кусаются. Флейта, труба и кларнет примерно в одной ценовой линейке — от 500 рублей. Тромбоны чуть дороже, ближе к 600 рублям, саксофоны — от 1.200 рублей. Волшебное слово Yamaha тут же удваивает, а то и утраивает стоимость. Туба Roy Benson обойдется почти в 6.000 рублей, и это считается доступной ценой. Такой редкий инструмент, как фагот, придется, скорее всего, покупать за рубежом и платить не меньше 20.000 рублей в пересчете на наши деньги.

Зато молодечненские баяны и аккордеоны Zonta производятся у нас по–прежнему и идут на экспорт. Что касается любимого белорусского инструмента — цимбал, — их выпускают частные предприниматели. Стоят приблизительно 2.300 — 2.400 рублей, проходят профессиональную настройку. На деле в стране хватает умельцев, способных создать те инструменты, для которых не требуется фабричный цикл. В одном только Пинске сразу несколько человек делают целую линейку струнных. Юрий Дубновицкий — один из двух мастеров–лютьеров на постсоветском пространстве:

— При одном из домов культуры у нас была мастерская, но в 2014 году ее закрыли из–за недостатка финансирования. В итоге изготовление музыкальных инструментов превращается в хобби, хотя у нас масса наработок, собственных акустических находок. Руслан Макаревич делает прекрасные балалайки, Николай Ярмольчук — электрогитары, балалайки и домры. Андрей Шкледа изготавливает скрипки, альты и виолончели, а также старинные инструменты. Я делаю лютни и гитары и преподаю игру на них.

Пинские мастера обратились в Министерство культуры с просьбой о поддержке и надеются, что на них обратят внимание. «Как же так, — недоумевают они, — за домрами и балалайками все ездят в Россию, гитары берут китайские, а ведь есть наши, качественные белорусские инструменты».

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter