Межа у старой мельницы

Семья Татьяны и Михаила Шапель из деревни Волчин Каменецкого района — многодетная...

Семья Татьяны и Михаила Шапель из деревни Волчин Каменецкого района — многодетная. Самому старшему Валику — 13 лет, младшему Мише — полтора года. Саша и Ваня — почти одного роста и возраста: одному пять недавно исполнилось, второму — шесть. Большое семейство теснится в служебном доме ОАО «Восход–Каменец» площадью 67,9 квадратного метра вместе с холодной верандой. Когда Татьяна Вячеславовна позвонила в редакцию и рассказала, что Волчинский сельисполком тянет с оформлением и выделением участка под строительство дома, признаюсь, закрались сомнения. Ведь в любом чиновничьем кабинете убедят, что многодетным семьям у нас и внимание, и поддержка при первом же обращении. Но, оказалось, случается еще имитация заботы вместо самой заботы. Парадокс: вокруг — просторы, а землю под дом сельская семья ждет больше года!


В Волчин семья Шапель приехала из Пружан. Михаил устроился в ОАО «Восход–Каменец» ветврачом. Татьяна по специальности агроном, но сейчас с малышом — в декретном отпуске. Кроме четверых детей, на ее плечах хозяйство: две коровы, свиньи, кролики, индюки, утки. В общем, семья большая и работящая. Но с жильем — беда. В хозяйстве строят коттеджи по программе возрождения и развития села. Шапелям предложили ждать дом. Но они подумали и... не согласились.


— Для нашей семьи такой дом — маленький. Решили строиться самостоятельно. В ноябре 2009 года встали в очередь на земельный участок. Нам предложили на выбор три надела. Отказались, потому что участки мизерные — по 15 соток. А нам без большого хозяйства, без огорода никак не обойтись. Четвертый участок был побольше, но он — на склоне, на окраине деревни. Детям далеко до школы, — Татьяна не отрицает, что местная власть пыталась решить их жилищный вопрос. Но у Шапелей — свои планы. Семья присмотрела пустующую землю неподалеку от старой деревенской мельницы. В сельисполкоме решили, что на этой территории можно нарезать целых три участка — каждый по 25 соток. Шапели обрадовались, что скоро обоснуются на живописном берегу речки Пульвы.


— Оказалось, земля, хоть и расположена в деревне, принадлежит хозяйству. Нужно ее переводить в черту населенного пункта, — Татьяну и Михаила эта новость, конечно же, огорчила. Но полагали: раз их семья многодетная, остро нуждающаяся, значит, вопрос должен решиться быстро.


Ошиблись. Время шло, а продвижения — никакого. В сельисполкоме супругов кормили «завтраками». В мае нынешнего года Шапели обратились за помощью в Комитет госконтроля (тогда один из руководителей областного комитета вел прием граждан в Каменецком районе). Контролеры дали местной власти два месяца на завершение оформления участков. Тот срок прошел, а дело по–прежнему движется со скоростью виноградной улитки.


— Председатель сельисполкома Константин Якубович пообещал, что в октябре документы будут готовы. Потом он сказал нам зайти через две недели. Я пришла, а он — в отпуске, — сокрушается Татьяна.


На днях отдохнувший председатель появился в своем рабочем кабинете.


— Они, видимо, хотят жить без соседей, раз отказались от 4 участков с коммуникациями, — неожиданно предположил Константин Александрович. — Мы не сидим, оформляем землю возле мельницы. Вот и сегодня звоню землеустроителю, дозвониться не могу...


К сожалению, председатель сельисполкома так и не ответил, когда же закончится бумажная волокита. Даже приблизительный срок не назвал. При таком раскладе понятно, что «завтраки» Шапели будут получать и в новом году.


— Конечно, нонсенс, что многодетная семья не может получить участок. Я ничего не слышал об этой проблеме, обязательно разберусь, — заместитель председателя Каменецкого райисполкома Денис Шпак, курирующий социальные вопросы, обещал взять ситуацию под контроль.


А Шапели, не понимающие, почему рядовое земельное дело так заволокитили, надеются, что летом все–таки начнут большую стройку. Глядишь, к тому времени и хозяева двух соседних участков станут известны. Ведь в Волчинском сельисполкоме очередь на жилье. А сам Волчин — деревня перспективная. Сейчас здесь восстанавливается Свято–Троицкий костел, связанный с именем последнего короля Речи Посполитой Станислава Понятовского. На реконструкции церковь Николая Чудотворца XIX века, у которой уникальная звонница — якобы перестроенная волчинская ратуша. Рядом с Волчином — хутор Гремяче с усадьбой рода Пузынов. В общем, привлекательное туристическое местечко. Если учитывать этот фактор, то думать здешняя власть обязана быстрее и еще быстрее действовать. Волчин, наконец, должен стать деревней, где хочется жить. Пока же все восторженные публикации и телерепортажи о Волчине прошлом, когда им владели Чарторыйские — Понятовские, а не настоящем...


Компетентно


Анатолий Красненков, начальник землеустроительной службы Брестского облисполкома:


— Изъятие земель у сельхозпредприятий и включение в черту населенного пункта — процесс непростой. Решение об изменении границ населенного пункта принимается сессией райсовета, затем — облсовета. Потом Национальное кадастровое агентство вносит изменения в Единый реестр административно–территориальных и территориальных единиц. Далее готовится проектно–сметная документация на участки. Стоимость проектных работ очень высокая. Чтобы их оплатить, сельсоветам требуются немалые средства.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter