Как продвигается строительство третьей линии метро

Метро идет на юг

Метростроители приступили к строительству станции «Слуцкий гостинец», «Неморшанский сад» готова на две трети, а на «Аэродромной» начались отделочные работы

Три новые станции метро — «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец» — откроют в Минске уже в 2023 году. Вместе с ними в эксплуатацию введут электродепо «Слуцкое» для обслуживания подвижного состава третьей линии метро. Оно появится в районе улиц Кижеватова и Серова. Работы ведутся без выходных. Наибольшая готовность на данном этапе у станции «Аэродромная». Она уже соединена тоннелями с действующей станцией «Ковальская Слобода», внутри полным ходом ведутся отделочные работы. До конца года метростроители планируют соединить «Неморшанский сад» со «Слуцким гостинцем», работают открытым способом, что дешевле и проще, но редко возможно в условиях мегаполиса. Корреспондент «Р» побывала на строящихся станциях и узнала подробности.

Свою оценку горожане поставят новым станциям уже в 2023 году.

Куда ведут подземные проспекты

Третьей линии метро на следующей неделе исполнится ровно год. За это время она зарекомендовала себя комфортной и безопасной для пассажиров. На торжественной церемонии открытия новых станций в ноябре 2020-го Президент выразил уверенность, что ввод в эксплуатацию первой очереди третьей линии метро качественно изменит жизнь города, придаст ему больше динамики и комфорта. Было отмечено, что на строительстве первой очереди задействовали более трех тысяч человек. Глава государства адресовал слова благодарности всем, кто проектировал и строил этот объект, за скорость исполнения, качество работы и соответствие современным стандартам, за эстетику оформления станций и глубокий смысл, заложенный в их внешний облик.​ «Это хочу отметить отдельно. Когда-то, десяток лет назад, я требовал от метростроевцев, чтобы мы под землей не создавали музеи, это очень дорого. Мы и так платим по 80 миллионов долларов за каждый километр проходки, если взять в целом с отделкой. Поэтому музеи создавать не надо, но станции должны быть функциональны и симпатичны, эстетичны, красивы», — сказал Президент.

Метростроители продолжают уверенными шагами двигаться в заданном направлении. Больше года они работают на втором участке третьей линии метро. Говорят, трудностей на пути было немало. Перенос сетей и коммуникации, поиск нестандартных инженерных решений на участке прохода через реку Лошицу… Со всеми задачами коллектив и техника справились. 

Метро по-прежнему остается самым безопасным, быстрым и любимым видом транспорта у горожан. С особым нетерпением открытия новых станций ждут жители новых микрорайонов. Генеральный директор УП «Минскметрострой» Леонид Стухальский рассказал, как обстоят дела на строительстве Зеленолужской линии метро:

Леонид СТУХАЛЬСКИЙ (справа) обсуждает рабочие вопросы с главным инженером Аркадием АРУТЮНЯНОМ
Фото  БЕЛТА

— Строительство новых станций метро органично вписывается в стратегию развития города и его транспортной инфраструктуры. Это неоднократно подтверждалось и на генпланах Минска, и на докладах у Президента. Мы успешно работаем над поставленными перед нами задачами. Имеются показатели экономического роста, мы дальше развиваем предприятие, модернизируем его. Зарплата выплачивается своевременно и в полном объеме, в соответствии с положениями коллективного договора. 

В условиях пандемии большое внимание уделяется здоровью работников. Предприятие одним из первых заключило договор о вакцинации своих служащих с 14-й центральной районной поликлиникой. Леонид Стухальский одним из первых сделал прививку от ковида, показав своим примером, как важен этот процесс для сохранения здоровья сотрудников и нормального функционирования предприятия в целом. 

— Сегодня мы работаем по всей протяженности второго участка третьей линии, — продолжает гендиректор. — У станций разная степень готовности. На «Аэродромной», например, уже идет отделка, «Неморшанский сад» (проектное название «Лошицкая») готов в строймонтаже на две трети, на «Слуцком гостинце» (проектное название «Корженевского») мы приступили к работе и планируем за следующий год в бетоне станцию соорудить. До конца 2022-го строительные работы на всех трех станциях намереваемся завершить и затем приступить к отделке и насыщению их оборудованием. Помимо новых станций строим ветку съезда и электродепо. Все объекты, необходимые для обслуживания подвижного состава, будут построены. В ближайшее время планируем начать работы по сооружению верхнего строения пути, то есть по сооружению путевого хозяйства в тоннелях. Для выполнения этих задач имеются необходимые специалисты, финансирование и механизмы.

Для выполнения поставленных задач по строительству метро имеются необходимые специалисты, финансирование и механизмы.

По стройке смирно

Первым делом отправляемся на станцию «Слуцкий гостинец». Ее начали строить позже других. Здесь уже приступили к формированию котлована. Принято окончательное решение по креплению его стенок, из-за чего, собственно, и была задержка. Остановились на инновационном для минского метро варианте. Котлован будущей станции выполнят из особого металлического профиля. Он состоит из фрагментов, соединенных замками. Такое ограждение выдерживает большие нагрузки и не передает вибрацию на близлежащие объекты. Метростроители выполнили несколько экспериментальных участков такого ограждения котлована и на практике убедились, что при таком раскладе скорость возведения выше, а трудозатрат меньше.

Буквально в полукилометре от станции «Слуцкий гостинец» расположится электродепо «Слуцкое». В этой точке сложная система тоннелей на разных уровнях. Здесь не только тоннели, которые связывают станции «Лошицкая» и «Корженевского», но и ветка съезда в электродепо. Поэтому на этом участке будут работать открытым способом.

— Электродепо «Слуцкое» — это не одно здание, а целый комплекс сооружений, — вводит в курс дела заместитель главного инженера УП «Минскметрострой» Сергей Логовский. — Можно сказать, полноценный цех для обслуживания подвижного состава и сетей третьей линии метро. Там будет и отстойно-ремонтный корпус, и административно-бытовой, и камера мойки составов. Для обслуживания всего этого комплекса, обеспечения его электроэнергией будем возводить отдельную трансформаторную понизительную подстанцию.

Оператор следит за мониторами, на которых отображаются все необходимые для правильной проходки параметры

Глубоко копают

Вторая в слуцком направлении станция «Неморшанский сад» строится двумя захватками. Теплотрасса переложена, продолжается монтаж конструктива. 

— Сейчас на станции ведутся кладочные и монолитные работы, занимаемся гидроизоляцией. Когда будет выполнена внутренняя отделка, приступим к монтажу электрики и прочих коммуникаций, — добавил Сергей Логовский. — Работа перед нами стоит ответственная. Всего на станции станут функционировать около 60 систем, которые отвечают за ее жизнедеятельность.

Следующая точка в нашем маршруте — станция «Аэродромная». Именно она соединит новый и действующий участки третьей ветки метро. Сейчас это четыре станции от «Юбилейной площади» до «Ковальской Слободы», всего их будет семь — до станции «Слуцкий гостинец».

Горный мастер Павел КОВАЛЬЧУК показывает готовность станции метро «Аэродромная».

Возведение конструкций «Аэродромной» практически закончено, осталось завершить два входа. Работы окончатся в ноябре. 

— Завершается сооружение конструкций станции, в полном объеме идут отделочные работы, объект готовится к началу монтажа оборудования. В ноябре завершим строительство выходов из станции и начнем благоустраивать прилегающую территорию, — рассказывает заместитель главного инженера УП «Минскметрострой» Григорий Журавлев. — «Аэродромная» будет пересадочной. Она уже соединена тоннелями с действующей станцией метро «Ковальская Слобода». Они пройдены немеханизированными щитами.

На самой станции в самом разгаре архитектурно-отделочные работы. Когда черновая отделка будет завершена, на станцию доставят отделочные материалы: гранитную плитку на пол и стены. Следующий этап — электромонтажные работы. Профильным специалистам предстоит уложить сотни километров различных проводов, которые обеспечат бесперебойную работу станции.

На станции «Аэродромная» в самом разгаре архитектурно-отделочные работы.

— Завершаем работы по платформенному участку — готовность 98 процентов, к отделочным работам приступим в ноябре, — у одного из входов на станцию нас встречает Артем Желобкович, заместитель начальника участка тоннельного отряда № 1 УП «Минскметрострой». — Попасть на «Аэродромную» можно будет по лестнице и на лифте. Слева расположен специальный подъемник для людей с ограниченными возможностями. Спуск к платформе станет осуществляться по эскалаторам. Их четыре: два работают на спуск и два — на подъем. Основания для их монтажа уже готовы. 

Первое, что бросается в глаза внутри, — конструкция станции «Аэродромная». Она сводчатая, как и у ее соседки «Ковальской Слободы». То есть отсутствуют колонны. Благодаря этому на платформе очень просторно. 

Ключевая особенность «Аэродромной» в том, что на этапе ее строительства закладывается пересадочный узел на четвертую линию минского метро. Он расположится именно под этой станцией. Его законсервируют до начала строительства четвертой линии. Согласно генеральному плану развития Минска она планируется кольцевой.

Тем временем тоннелепроходческий механизированный щит «Алеся» вышел на финишную прямую. Железная леди прошла почти половину второго тоннеля между станциями третьей линии метро «Аэродромная» и «Неморшанский сад», смонтировав около 600 колец. Это самый длинный тоннель из тех, что прокладывала «Алеся», — более 1800 метров. Завершить проходку планируется весной. Тогда же на корпусе «Алеси» появится шестая звезда. Их она получает, завершив прокладку очередного тоннеля. Кстати, некоторые участки прокладывались при помощи немеханизированных щитов ЩН-1с. Они, например, использовались на участке от «Ковальской Слободы» до «Аэродромной».

Павел ФАТЕЕВ показывает платформенный участок станции «Аэродромная».

Если на первой и второй линиях метрополитена для укладки пути использовались деревянные шпалы, то на третьей линии свое веское слово сказал прогресс. Точнее, технологи Завода железобетонных изделий УП «Минскметрострой». Благодаря их разработке жители домов, расположенных в непосредственной близости от тоннелей третьей линии метро, не ощутят никакой вибрации из-под земли.

— Ноу-хау третьей линии метро — бесшпальная конструкция верхнего строения пути, — поясняет директор Завода железобетонных изделий УП «Минскметрострой» Сергей Шундрик. — В ее разработке участвовали представители «Минскметростроя», технологи нашего предприятия, ученые РУП «Институт БелНИИС». Мы изготовили опытные образцы и протестировали. В итоге наша продукция получила несколько наград, в том числе отмечена как «Продукт года». Станция «Вокзальная» и «Юбилейная» стоят на этих блоках. На строящихся сейчас станциях используем упрощенные блоки, поскольку эта ветка находится на некотором расстоянии от зданий, нагрузка не такая сильная. 

Те самые кольца, которые тоннелепроходческий механизированный щит «Алеся» монтирует в тоннелях третьей линии, также производят на Заводе железобетонных изделий. Сергей Шундрик рассказал, что завод закупил новое оборудование, на котором уже штампуется новая высокоточная обделка для тоннелей метро.

Вторая в слуцком направлении станция «Неморшанский сад» строится двумя захватками.

Свою оценку горожане поставят новым станциям уже в 2023 году. Затем линия метро станет расширяться в направлении Зеленого Луга. Метростроители не скрывают больших планов на будущее. Леонид Стухальский напоследок рассказал:

— В следующем году мы будем рассматривать вопрос о дальнейшем строительстве метро. Речь идет о еще четырех станциях в направлении площади Бангалор. К подготовке территорий и выносу инженерных сетей приступим уже в следующем году, чтобы, завершив строительство станций «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец», мы могли перейти на новый участок и сразу приступить к работе.

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter