Мера наказания

Сейчас в местах лишения свободы отбывают наказание 35 тысяч человек, которые были осуждены за различные уголовные преступления...
Сейчас в местах лишения свободы отбывают наказание 35 тысяч человек, которые были осуждены за различные уголовные преступления. Еще пять лет назад число заключенных в колониях Беларуси достигало 65 тысяч. Могут ли эти данные свидетельствовать о том, что наше общество выздоравливает или, как говорят специалисты, становится на путь декриминализации? Начальник департамента исполнения наказаний МВД Владимир Ковчур, который и предоставил мне эти данные, отвечает на этот вопрос утвердительно. «За минувшие пять лет нам удалось сократить численность заключенных ровно на треть. И дело здесь не только в амнистии, — говорит он. — На мой взгляд, это результат ответственной политики государства, направленной на декриминализацию уголовного законодательства».

Наш разговор с Владимиром Ковчуром состоялся буквально через несколько дней после того, как Совет Республики окончательно одобрил поправки в Уголовный и Уголовно–процессуальный кодексы. Принятые парламентариями изменения и дополнения устанавливают, что мелкое хищение, даже если оно совершено повторно, не будет преследоваться уголовно. Ранее мы уже сообщали об этих нововведениях, поэтому сейчас лишь напомним, что под «уголовщину» не будут подпадать мелкие хищения на сумму до двух базовых величин. Сейчас это — 62 тыс. рублей. Законодатели предусмотрели, что за такое преступление теперь будут наказывать административно: штраф в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест. Но уж если кто–то попадется на этом повторно в течение года, его ждет штраф уже в размере 30 — 50 базовых величин или все тот же административный арест. «Здесь мы исходили из того, что практически каждое 10–е преступление, совершаемое в стране, — это кража до 2 базовых величин», — сказал мне в беседе министр внутренних дел Владимир Наумов сразу после рассмотрения этих поправок в Палате представителей. Он же сообщил и о том, что сегодня за мелкие хищения отбывают наказание 2.193 человека. По мнению министра, после вступления в силу поправок эти люди могут быть освобождены.

В том, что грядущие изменения уголовного законодательства скажутся благоприятно, уверен и начальник департамента исполнения наказаний МВД. «Наказание за совершенное преступление должно быть неотвратимым, но вместе с тем и адекватным, — считает Владимир Ковчур. — Я полагаю, не совсем правильно сажать за решетку человека за мелкую кражу, тем более если он совершил преступление в первый раз. Ведь никто не знает, каким он выйдет, отбыв срок наказания. Иные после освобождения делают правильные выводы и живут потом в ладах с законом, а кто–то, напротив, ломается». По словам начальника департамента, только в колониях открытого типа сейчас за мелкие кражи отбывает наказание около 300 человек. «На мой взгляд, очень важно то, что проблеме декриминализации уголовного законодательства уделяется внимание. Ведь на это можно посмотреть и с другой точки зрения — экономической», — рассуждает Владимир Ковчур. Содержание заключенных, по его словам, обходится казне отнюдь не дешево. В среднем на одного осужденного государство тратит более 200 тысяч рублей в месяц. Кому интересно, может посчитать, сколько денег из бюджета мы тратим на содержание всех арестантов, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. «На мой взгляд, сегодня мы вплотную подошли к решению еще одной очень важной проблемы. У нас остается пока очень высоким средний показатель срока заключения. Он составляет 6 лет», — замечает начальник департамента.

А вот что касается применения смертной казни как исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления, мнение Владимира Ковчура более категорично. Он высказывается против ее отмены. Правда, при этом подчеркивает, что это его личная точка зрения... Вопрос на эту тему я задал ему не ради праздного любопытства. В пакете поправок, внесенных в Уголовный кодекс депутатами, значились и нормы, закрепляющие временный характер применения смертной казни. Статья, определяющая в качестве исключительной меры наказания «применение смертной казни — расстрела — за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах», дополнена формулировкой «до отмены смертной казни». Подобные поправки вызваны необходимостью приведения нашего уголовного законодательства в соответствие с международными договорами и Конституцией, в которой говорится о временном характере смертной казни и об исключительности применения данной меры. Кстати, нововведение было разработано на основании заключения Конституционного Суда. «Мое личное мнение здесь таково: спешить с отменой смертной казни не стоит, — резюмирует Владимир Ковчур. — Ведь на референдуме в 1996 году большинство граждан отдали свои голоса за ее сохранение. Что касается нормы закона о временном характере применения смертной казни, то я вам скажу, что сегодня она применяется в нашей стране лишь в исключительных случаях. Как правило, это особо тяжкие, я бы даже сказал, садистские убийства 3 — 4 человек. И к счастью, таких приговоров становится все меньше — 2 — 3 в год. Во многих странах Европы этот вид наказания отменен, но вместе с тем он существует, как известно, в США и Японии. Это свидетельствует о том, что отмена смертной казни — вопрос скорее политический. И мне кажется, что, если бы, сегодня, когда мир всерьез озабочен проблемой терроризма, в странах Евросоюза прошли референдумы на эту тему, ответы были бы уже не столь однозначны, как ранее».

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter