Меняю доцента на профессора

Будут ли белорусские студенты выбирать преподавателей?
Будут ли белорусские студенты выбирать преподавателей?

Кто владеет информацией, тот правит миром. Поэтому неудивительно, что спрос на высшее образование с каждым годом растет как на дрожжах. Если в 1995 году в Беларуси на 10 тысяч населения приходилось 194 студента, то нынче — 370. «Однако мы не готовы принять в вузы всех желающих, — заявил на недавней встрече со студентами министр образования Александр Радьков, — хотя бы потому, что вот так сразу дополнительный штат доцентов и профессоров нам взять неоткуда. А если восполнить «пробел» за счет вчерашних выпускников, это автоматически отразится на качестве образования».

Коль студенты кровно заинтересованы в получении прочных знаний, то, естественно, и сами задумываются над тем, как сделать учебный процесс более эффективным. Известно, что качество подготовки специалиста на 80 процентов зависит от уровня преподавания и на 20 — от его собственного рвения к учебе. Поэтому в студенческой среде популярна идея свободного выбора преподавателей. Чем больше слушателей выбирают того или иного лектора, тем выше его рейтинг, больше нагрузка и, соответственно, оплата труда. Получилась бы определенная конкуренция на рынке преподавательских услуг: если ты берешь взятки, выставляешь необъективные оценки, не ровен час, останешься без работы.

Однако, по мнению Александра Радькова, такое решение может принести больше вреда, чем пользы. Во–первых, нужно будет увеличить штат преподавателей, на оплату которых потребуется в 2 — 3 раза больше средств. А во–вторых, студенты вряд ли могут быть компетентными экспертами при обсуждении профессионализма педагогов. Один — великолепный ученый, но лекции читает отвратительно. Другой — интересный рассказчик, но непродуктивен в научной работе, а поэтому на научные результаты студента не выведет. Недостатки одних компенсируются достоинствами других. Университет — это сложный механизм. И молодой должен быть лектор, и пожилой. «А конкуренция есть, и большая, — подчеркнул Александр Михайлович. — Преподаватель ежегодно должен доказывать и ректору, и совету ученых, что он и педагог хороший, и ученый, и у его работы есть результаты. И квалифицированные специалисты востребованы не только в своих вузах. Их нередко приглашают читать лекции другие учебные заведения».

Кроме того, практика свободного выбора — это традиция западной образовательной модели. Не факт, что этот опыт у нас приживется. Например, идея самостоятельного выбора студентами 30 процентов предметов, по мнению министра, тоже сомнительна. У нашей системы подготовки специалистов есть своя логика. Сначала изучаются фундаментальные предметы, знать которые обязан каждый образованный человек. А перечень предметов по специальности на старших курсах утверждает не министерство, а сам вуз, исходя из мнения студентов и возможностей преподавателей.

Еще одна актуальная тема — бюджетники и платники. Выяснилось, к примеру, что нередко за активное участие в жизни вуза премируют только бюджетников, хотя и тех, кто учится за деньги, в пассивности не упрекнешь. Между тем ректорам предоставлено право поощрять всех студентов из средств внебюджетного фонда. «Я удивлен, почему не во всех вузах используют такую возможность», — сказал Александр Радьков.

У платников нет распределения. Поэтому они не имеют права на льготы и материальную поддержку, полагающиеся молодым специалистам на первом этапе трудовой деятельности. Выходит, с появлением платного образования студентов разделили на «родных» и «приемных»? — задаются трудным вопросом ребята. Одних поддерживают на протяжении всего их профессионального становления, а другие, заплатив немалые деньги за обучение, вынуждены пробиваться сами. И только от них зависит, докажут они свою состоятельность или пополнят ряды безработных.

Кто платит, естественно, знает счет деньгам. Студенты частных вузов озабочены введением 18–процентного НДС на услуги учебных заведений. В конечном итоге налог ложится на их плечи, поскольку включается в оплату за обучение. «Государственные» студенты–платники от этого бремени избавлены. Почему?

— Частный вуз — это коммерческое предприятие, отсюда и налог, — объяснил Александр Радьков. — Кстати, предприятие это очень выгодное — экономисты знают. Попробуйте производство развернуть — надо вложить средства в технологии, материальную базу, станки, механизмы, продумать товар, сбыт, качество. Произвел, а спроса нет. Это огромный риск. А на образование, повторю, спрос огромный. Поэтому мы тщательно следим за тем, чтобы деятельность частных вузов не сводилась лишь к зарабатыванию денег.

Кстати

С 2003 года стипендия студентов вузов Беларуси повышалась 8 раз и сегодня является самой высокой среди стран СНГ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter