Мечтать не вредно

О космических наделах

Я хочу заиметь дачку на Марсе, в крайнем случае — на Луне. Должна же быть у человека высокая мечта. Вот послушайте...


Торговля участками на Марсе, Луне и других небесных телах Солнечной системы кипит, как забытый на плите чайник. И ведут ее отнюдь не инопланетяне, а вполне обычные предприимчивые люди. Обладатели космических наделов, которых, кстати, уже немало и в Беларуси, наверняка хотя бы раз пытались разглядеть в телескоп свои гектары на Луне или Венере и, возможно, с нетерпением ожидают первых рейсов регулярного межпланетного сообщения.


И потечет народ в космическое пространство, как когда–то в Новый Свет, обживать бескрайние просторы, ничуть не страшась неизвестности и всех тягот опасного путешествия. Правда, огородить свой лунный надел частоколом, поставить там домик и разбить сад, исполнив тем самым две трети смысла земной жизни, вряд ли удастся. И не потому, что сложно на Луне с водой, специфичен грунт и не налажены поставки цемента и гипсокартона. И даже не потому, что, вообще говоря, крайне суров климат естественного спутника Земли для жизни, а тем более для приусадебного творчества. Но пытливый человеческий ум рано или поздно нашел бы способ  с этим сладить. Однако в данном случае на пути колонизации человеком небесных тел стоят преграды отнюдь не физического, а юридического свойства. Оказывается, что в безвоздушном и бесконечном космическом пространстве есть пределы дозволенного — в частности, действуют международные соглашения, регулирующие сферу взаимоотношений с небесными телами. Так вот, согласно им торговля внеземной недвижимостью невозможна — ни частями, ни целиком.


Вселенная предназначена для исследования, а не для приватизации. Небесные тела и их территории, которые находятся в космическом пространстве, не могут быть чьей–то собственностью, а являются достоянием всего человечества. Для краткости и ясности весь смысл международного космического права можно свести к простой формулировке: космос — общий.


Бесчисленные небесные тела, напоминающие о себе в ясную погоду чарующей россыпью звезд на ночном небе, и те, которые недоступны для глаза, принадлежат всем и каждому, независимо от пола, социального происхождения и счета в банке, — и мне, и вам. Какой бы крепкой ни была валюта, которой оплачен акр лунной поверхности, правомочность этой сделки с точки зрения международного космического права равна нулю. Другого не дано.


В XXI веке кажется удивительным то, что когда появились первые самолеты, немногие увидели в них транспортное средство, с помощью которого быстро и комфортно смогут перемещаться миллионы пассажиров. А сегодня уже реальность — космический туризм. Вполне возможно, что лет через 10, 20 или 100 космические корабли станут общественным транспортом, причем настолько обычным и доступным, что понадобятся контролеры для вылавливания «зайцев». И вот представьте, что какой–нибудь чудак из Гомеля или Нью–Йорка, купивший участок где–нибудь близ кратера Коперника на Луне, вдруг запретит посадку на своей территории такого космического корабля. А что,  если реальный персонаж — шотландский юрист Виргилий Поп, который, если верить интернету, решил доказать абсурдность всей ситуации, попытавшись стать владельцем Солнца и в итоге оформивший бумаги на небесное светило (!), начнет брать плату за солнечные дни? Разделяю возникающие на этом месте недоумение и даже ропот, но по бумагам у Солнца действительно есть хозяин. С той поры, как узнала об этом, всякий раз, когда небо над Минском затягивается непроницаемой шторой свинцовых туч, лично я невольно думаю о том, что это дело рук хитрого шотландца, указывающего «своему» Солнцу, когда и куда светить.


Но если серьезно, то, стремясь к широким жестам или будучи просто оригинальным от природы, а потому желая подарить кому–нибудь Луну, не стоит клевать на рекламу и тратить деньги на покупку ее безжизненных пока территорий. Она же и так всецело наша. Причем абсолютно на законных основаниях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter