Календарь и традиции: 4 - 10 мая 2020 года

Майский вальс

4 — 10 мая — седмица 3‑я по Пасхе

В давние времена в самом начале мая наши предки проводили обряды, связанные с «ушанаваннем» дикого быка — тура: «Турыцы».


По сохранившимся документам, последний тур был уничтожен в начале XVII века. Тур упоминается во многих летописях: он воспринимался символом отчаянного «ваярства», смелости, отваги, сравнение воина с туром было очень распространенным и считалось большой похвалой. В отношении князей, рвущихся в бой, использовали такие яркие, говорящие сами за себя характеристики, как «бой Тур», «яр Тур». 

Вообще, «Турыцы» отмечались в разное время, но чаще в самом начале мая и в период «зеленых святок». На «Турыцы» девушки чистили хлева и украшали рога коровам цветами, зелеными веточками, кормили животных хлебом и под звуки музыки, с песнями выгоняли скотину в поле. Во время празднования надевали на себя маски тура. До начала XIX века у потомков дреговичей и вятичей в сундуках все еще сохранялись головные уборы с «туровыми рогами». В народных играх под названиями «У тура», «Бычка», некоторых других также просматриваются следы культа этого необычного животного‑исполина. Из рогов тура, которые дорого ценились и несли в себе особую смысловую нагрузку, изготавливали чары для вина, музыкальные инструменты. 

Именно на наших землях стоит древний город Туров, его основателем считают князя Тура, одну из самых загадочных личностей в белорусской истории. Надо отметить, что в глубокой древности наш Туров по количеству церквей соревновался с Киевом и по праву считался «славным городом». 

6 мая — день Георгия Победоносца, в традиционном народном календаре — Юрий.

Весенний Юрий (отмечается еще и осенний) знаменовал наступление по‑настоящему теплых дней, открывал «замкнутую» на зиму землю, помогал росту трав:

Юр’я Бога клiкаў: 

Да падай, Божа, ключыкi

Адамкнуць зямлiцу

Ды выпусцiць травiцу,

На травiцу — расiцу,

Да на цёплае лета,

Да на буйное жыта.

Георгий считался покровителем домашних животных и «сялянскай нiвы». Особенно удачным считался год, если день святого Георгия (Юрия) совпадал с полнолунием — «з поўняй»: значит, и добра будет «поўна». Этот день был настоящим праздником для пастухов. Все старались приготовить для них «найлепшы пачастунак», и пастухи «ладзiлi пiр». 

Сложились приметы о погоде на Юрия: хороший весенний теплый дождь обещал богатый урожай, роса — здоровье на весь год. Вообще, старались умыться росой — в этот день она считалась особо целебной — или даже поваляться в траве со сверкающими капельками. 
По народным наблюдениям, кукушка начинает куковать с Юрьева дня.
7 мая — Евсей (Евсевий). Уже по созвучию можно догадаться: начинался активный сев овса: «Пришел Евсей — овсы сей, да овес не князь, любит грязь».

9 мая — День Победы. Видно, не случайно так вышло, что в календаре идет он следом за праздником Георгия Победоносца. 9 мая 1945 года в Минске стояла пасмурная и довольно прохладная погода, накрапывал небольшой дождь: казалось, сама природа продолжала тихонько оплакивать жертв войны. Народ — на фотографиях люди в пальто, платках и кепках — собирался на площади Свободы, у Дома Правительства, там, где уже расчищены руины. На предприятиях устраивали «семейные вечера» — почему‑то такие празднования назвали именно так. Несли на общий стол кто что мог: картошку, сало (хлеб еще по карточкам и на вес), соленые огурцы и капусту, почетное место занимал винегрет. Выпивали по чарке, плакали, смеялись. Отмечали праздник сообща, действительно по‑семейному — один на всех.
9 мая по православному календарю — поминовение усопших воинов.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter