Министр финансов — о том, каких изменений ждать в налоговом законодательстве и каким будет бюджет 2024 года

Матрица доходов и расходов

Президент неоднократно обращал внимание, что налоговая система страны должна быть простой и понятной для всех. В этом году уже произошли изменения в порядке налогообложения ИП и самозанятых. С 2024-го также ожидается ряд существенных изменений. О самых значимых спросили у министра финансов Юрия Селиверстова. Также узнали, каким будет бюджет следующего года.

Рациональный баланс

— Юрий Михайлович, не секрет, что ежегодно в налоговое законодательство вносятся изменения. Какие предусмотрены системные меры по совершенствованию налогового законодательства?

— К мерам системного характера, предусмотренным законопроектом «Об изменении законов по вопросам налогообложения», можно отнести следующие. Произойдет ежегодная индексация на прогнозный параметр инфляции ставок налогов, установленных в белорусских рублях. На следующий год проиндексированы ставки земельного налога, налога за добычу природных ресурсов, экологического налога и подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах и других отдельных налогов, установленных в абсолютных величинах, на прогнозный среднегодовой уровень 107,5 процента. Также увеличены ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках Договора об общих принципах налого­обложения по косвенным налогам между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. 

В рамках проводимой на постоянной основе работы по оптимизации налоговых льгот с 2024-го отменяются следующие преференции. Во-первых, убираются льготы по налогу на прибыль по краткосрочным облигациям банков и организаций, выпущенных на срок менее одного года. Льгота по налогу на прибыль будет сохранена по краткосрочным ценным бумагам Национального банка, Банка развития, государственным и местным ценным бумагам. Во-вторых, отменяются льготы по налогу на недвижимость в отношении законсервированных капитальных строений (зданий, сооружений) организаций с введением налогообложения по пониженной ставке 0,1 процента. Целью отмены указанной льготы является стимулирование вовлечения законсервированных капитальных строений (зданий, сооружений) в хозяйственную деятельность. Также отменяются льготы по налогу на недвижимость в отношении зданий и сооружений РУП «Белпочта» с введением налогообложения по пониженной ставке 0,1 процента, по налогу на прибыль при производстве продуктов питания для детей раннего и дошкольного возраста с введением налогообложения по пониженной ставке 5 процентов прибыли, полученной от производства продуктов питания для детей раннего возраста. Кроме того, убирается льгота по земельному налогу для участков, занятых возобновляемыми источниками энергии и гидроэлектростанциями (с 0 до 0,11 процента сроком на три года).

Также предусмотрено повышение с 5 до 10 процентов ставки налога на прибыль от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства.

Таким образом, налоговые льготы, не являющиеся эффективными, отменяются с введением налогообложения с применением пониженных ставок.


— Что касается физических лиц, будут ли для них увеличены ставки подоходного налога?

— Для граждан ставка подоходного налога в отношении части доходов свыше 200 тысяч руб­лей за календарный год составит 25 процентов. Повышенная ставка будет применяться в отношении совокупности доходов (по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, в виде дивидендов), превысивших за налоговый период 200 тысяч рублей. По нашей информации, повышенное налогообложение может коснуться около 2 тысяч человек.

При этом следует отметить, что под повышенное налогообложение не подпадут доходы, облагаемые по пониженным ставкам подоходного налога и, в частности, доходы, полученные физическими лицами по трудовым договорам от резидентов Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», субъектов инновационной деятельности этого индустриального парка, совместной белорусско-китайской компании по развитию индустриального парка.

Кроме того, ставка подоходного налога 25 процентов не будет распространяться на дивиденды, облагаемые по льготным ставкам в случаях нераспределения прибыли в течение трех (ставка 6 процентов) или пяти (0 процентов) лет, что будет являться дополнительным стимулом направлять чистую прибыль на реинвестирование в течение 3–5 лет.

Установление ставки подоходного налога в размере 25 процентов не вносит изменений в порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога для налоговых агентов. Как и ранее, налоговые агенты обязаны будут исчислять подоходный налог по ставке 13 процентов с предоставлением налоговых льгот независимо от размера получаемых доходов, удерживать подоходный налог при выплате доходов и перечислять его в бюджет.

Исчисление подоходного налога по ставке 25 процентов будет производиться налоговым органом на основании налоговой декларации (расчета), которую физическое лицо обязано будет представить по истечении календарного года.

Устанавливаемый с 2024 года дополнительный ежемесячный налоговый вычет поможет закрепить молодых специалистов по месту распределения.

Для организаций законопроект предусматривает увеличение ставки налога на прибыль до 25 процентов при получении прибыли свыше 25 миллионов рублей в год. По нашей оценке, такое увеличение коснется около 155 организаций из примерно 38 тысяч плательщиков. Из них 20 уже платят налог на прибыль по повышенным ставкам, установленным на временной основе.

С 2024-го устанавливается дополнительный ежемесячный налоговый вычет выпускникам учреждений образования, реализующих образовательные программы высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, направленных на работу по распределению, в размере 620 рублей. Этот вычет будет предоставляться налоговым агентом в течение срока обязательной работы по распределению и срока последующего продления контракта, но не более семи лет, на основании копии документа о высшем, среднем специальном, профессионально-техническом образовании, свидетельства о направлении на работу. Данная мера направлена на стимулирование привлечения и закрепления молодых специалистов у нанимателей, к которым они направлены на работу после получения высшего, среднего специального или профессионально-технического образования. В результате применения в следующем году данного вычета доход молодого специалиста ежемесячно будет увеличен почти на 81 рубль.

Будет увеличена налоговая база для исчисления налога на недвижимость для физических лиц в отношении коммерческой недвижимости в зависимости от ее площади: от 200 до 400 квадратных метров — в два раза; свыше 400 — в три. Повышенный (в два или три раза) налог на недвижимость будет предъявляться владельцам офисов, складов, торговых объектов недвижимости при площади, превышающей соответственно 200 или 400 квадратных метров в 2025 году.

Предусмотренные законопроектом для индивидуальных предпринимателей с 2024-го меры — это продолжение тенденции последних лет по реформированию института этого важного сектора экономики.

Дело частное

— Какие изменения произойдут для предпринимателей и как они повлияют на развитие бизнеса в стране?

— Предусмотренные законопроектом для индивидуальных предпринимателей с 2024-го меры — это продолжение тенденции последних лет по реформированию института индивидуального предпринимательства. Их основное направление — создание экономических стимулов перехода крупных индивидуальных предпринимателей в более прогрессивную организационно-правовую форму ведения бизнеса (юридическое лицо).

Так, со следующего года индивидуальные предприниматели исключаются из плательщиков налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Указанное нововведение направлено в том числе на создание равных условий хозяйствования с субъектами предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, которой с 2022-го не предусмотрено взимание налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), простых условий для ведения индивидуального предпринимательства. Кроме того, данная норма необходима для последующей автоматизации процессов ведения индивидуальными предпринимателями учета доходов и расходов, необходимого для исчисления подоходного налога.

Одновременно исключается право индивидуальных предпринимателей-плательщиков подоходного налога признавать доходы от реализации по принципу «начисления» с закреплением единственного принципа признания доходов от реализации по «оплате».

Помимо этого, при превышении индивидуальными предпринимателями критерия выручки в 500 тысяч рублей для них преду­смотрено введение повышенной ставки подоходного налога в размере 30 процентов.

Введение повышенной ставки также будет отвечать критерию справедливости, когда экономический агент, имеющий значительные «обороты», уплачивает большую сумму налога.

В рамках совершенствования налогового администрирования устанавливается обязанность для всех индивидуальных предпринимателей представлять налоговые декларации по установленным форматам в виде электронного документа.

— За счет чего будет достигнут оптимальный уровень налоговой нагрузки на экономику? И какой он — оптимальный уровень?

— В настоящее время оптимальный уровень налоговой нагрузки установлен различными программными документами в размере не более 26 процентов к ВВП. По результатам 2023-го уровень налоговой нагрузки оценивается в размере 24,4 процента к ВВП.
Согласно проекту бюджета на следующий год налоговая нагрузка прогнозируется на уровне 23,4 процента к ВВП.
Это соответствует определенному оптимальному уровню и будет достигнуто за счет поступления в бюджет основных платежей, составляющих более 90 процентов от прогнозируемых поступлений консолидированного бюджета: налога на добавленную стоимость, налогов на доходы и прибыль, налогов от внешнеэкономической деятельности, имущественных налогов, акцизов.

Налоговое триединство

— Для чего вводится единый имущественный платеж?

— В 2024-м в целях упрощения механизма уплаты, а также создания комфортных условий для граждан — плательщиков имущественных налогов в Беларуси вводится единый имущественный платеж. Он не является новым налогом, а предусматривает кардинально новый удобный способ уплаты имущественных налогов, предъявляемых физическим лицам: налога на недвижимость, земельного налога и транспортного налога.

Так, на сегодняшний день каждый налог по отдельному объекту уплачивается в различные бюджеты в зависимости от места нахождения объекта недвижимости, и при наличии нескольких объектов имущества в разных регионах страны физическому лицу необходимо совершить уплату нескольких различных налоговых платежей.

Например, гражданин, зарегистрированный по месту жительства в Слуцке, имеет автомобиль, жилой дом и земельный участок в Минском районе, гараж в Минске, квартиру в Новогрудке. Уплату налогов плательщик производит пятью отдельными платежами. При введении единого имущественного платежа все суммы будут уплачиваться плательщиком одним платежом по месту жительства плательщика.

При этом порядок определения объектов налогообложения, исчисления налога на недвижимость, земельного налога, транспортного налога, налоговые льготы по таким налогам, срок их уплаты (15 ноября) в связи с введением уплаты единым имущественным платежом не изменяются.

Техническая часть взаимодействия с плательщиками по единому имущественному платежу со всеми деталями и особенностями будет реализовываться Министерством по налогам и сборам совместно с Министерством финансов.


— А какие изменения предусмотрены для владельцев транспортных средств?

— Со следующего года вводится взимание в увеличенном в десять раз размере транспортного налога на отдельные автомобили повышенной комфортности со сроком эксплуатации не более трех лет с даты их выпуска. 

Перечень таких машин будет утверждаться Правительством, в который будут включаться автомобили премиального класса.

Предполагается, что в перечень транспортных средств будут включены люксовые модели автомобилей марок «Бентли», «Роллс-Ройс», «Лексус», «Порше», «Мерседес», «Ауди», «БМВ», «Кадиллак», «Джип», «Ленд Ровер», «Ягуар».

Таким образом, подавляющее большинство новых автомобилей широкого спроса не попадет под повышенное налогообложение.

Например, транспортный налог владельцу Bentley Continental GT стоимостью 823 тысячи рублей (разрешенной максимальной массой 2725 кг) составит 1741,5 руб­ля (в настоящее время налог — 162 рубля); владелец Rolls-Royce Cullinanстоимостью 1 миллион 700 тысяч (разрешенной максимальной массой 3290 кг) заплатит налог в сумме 2397,3 рубля (сегодня — 223 рубля).

Исчисление транспортного налога по ставкам, увеличенным в десять раз, будет производиться за 2024-й в 2025 году.

На реализацию программы «Семейный капитал» на следующий год предусмотрено 382,5 миллиона рублей.

Сохранить социальный вектор

— Если говорить о бюджете следующего года, каким он будет и сохранится ли его социальная направленность?

— Ключевыми приоритетами бюджетной политики на 2024-й являются безусловное исполнение принятых государством социальных обязательств и обеспечение экономической и финансовой стабильности.

Формирование проекта бюджета на следующий год осуществлялось на основе сценария условий экономического развития, предполагающего в 2024-м рост ВВП на уровне 103,8 процента. 

Доходы консолидированного бюджета в следующем году оцениваются в размере 67,5 миллиарда руб­лей, в том числе республиканского бюджета — 39,9 миллиарда рублей.

Расходы консолидированного бюджета предусмотрены в сумме 72,7 миллиарда рублей, в том числе республиканского — 44,7 миллиарда рублей.

В Республике Беларусь традиционно обеспечивается сохранение социального вектора расходов.

Социальная политика является одним из главных приоритетов нашего государства. При планировании бюджетных расходов ключевыми ориентирами выступают: повышение уровня благосостояния граждан, а также обеспечение инвестиционной составляющей для решения задач социально-экономического развития страны.

На следующий год расходы на социальную сферу предусмотрены в сумме около 31 миллиарда рублей, из них наиболее бюджетоемкие отрасли: здравоохранение — 11,6 миллиарда рублей, образование — 11,8 миллиарда рублей.

Данный объем финансирования позволит сохранить доступность для населения базовых социальных услуг как в здравоохранении, так и в образовании.
Поддержка семей с детьми является национальным приоритетом. Для этого государством реализуется ряд мер с особым акцентом на многодетные семьи.
Одна из таких мер — программа «Семейный капитал», которая действует в нашей стране с 2015-го. На реализацию данной программы на следующий год предусмотрено 382,5 миллиона рублей.

Сегодня предоставлена возможность досрочного использования средств капитала, к примеру, на строительство или покупку жилья, получение медицинских услуг.

Безусловно, для каждого человека важным является вопрос наличия жилья. 

Для обеспечения в необходимых объемах жилищного строительства, в том числе с господдержкой, преду­смотрено 1,6 миллиарда рублей.

Для обеспечения в необходимых объемах жилищного строительства, в том числе с господдержкой, предусмотрено 1,6 миллиарда рублей.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства также актуальна.

На 2024 год на субсидирование услуг, оказываемых гражданам организациями жилищно-коммунального хозяйства и транспортными предприятиями, за счет местных бюджетов предусмотрено 1,5 миллиарда рублей.

1,3 миллиарда рублей планируется направить на проведение работ по благоустройству населенных пунктов, около 730 миллионов рублей — на ремонт жилищного фонда.


sichevich@sb.by

Фото из архива «СБ».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter