Мастера дела

Хобби, которое стало профессией

Хобби, которое стало профессией


Люди, у которых любимое дело совпало с основной работой, кажутся нам счастливчиками. А те, кто променял профессию на дело для души, — смельчаками. Мы ведь в основном как рассуждаем? Вот сейчас поработаю, пока все хорошо складывается, скоплю денег и уйду на покой. Вообще уеду в деревню, стану разводить кроликов или выращивать шампиньоны. Хотя все понимают, что планы эти, скорее всего, не осуществимы...


Золотое свечение


По специальности братья Новиковы — создатели творческой студии Caldo Lucido — программист и химик–технолог. Талантливые ребята. Один мог бы уже наверняка претендовать на хорошее место в IT–компании, другой — делать успехи в науке. Ан нет... Уже 2 года братья «несут» людям свет. В буквальном смысле слова. Вручную мастерят торшеры, абажуры, бра очень необычных форм, размеров. Так сказать, делают погоду в доме, ведь светильник — это маленькое солнце, пусть и искусственное. И ничуть не жалеют об утраченных возможностях.


А начиналось все с простого детского увлечения, о котором Леша и Саша вспомнили спустя долгие годы, когда один работал в итальянской IT–компании, а другой стал сотрудником Национальной академии наук. И вроде бы все складывалось, и работа престижная, перспективная. Только не чувствовали себя Новиковы на своем месте. Поработали, заскучали и, не сговариваясь, вернулись к детскому хобби. Это за сотни–то километров друг от друга! Вот тогда стало понятно, в чем истинное призвание. Оставалось только рискнуть и отказаться от перспективной карьеры...


— Прекрасно понимали, что это чистой воды авантюра! Ни клиентов, ни моделей, ни альбомов... А жить на что? И все же рискнули! Поверьте, это стоило того, — усмехаются теперь Новиковы.


Через некоторое время любимое дело ответило взаимностью — начало приносить доход. Немного неуклюжие поначалу глиняные и тряпичные светильники со временем оживили витражи, вязаные детали, сочетание разных материалов и фактур. Стали появляться и классические — «серьезные» модели правильных геометрических форм, спокойных тонов с лаконичной надписью благородного шоколадного цвета. И самые незаурядные: из бумаги, папье–маше, с дредами и тканями в клетку. Стали поступать заказы — от маленьких бра до полного светового оформления целого дома или интерьера кафе.


Работы прибавилось, но несостоявшиеся ученый и IT–менеджер по–прежнему к каждой своей лампе относятся, как к живому организму, где все не случайно. Каждая бусина, сочетание цветов и фактур, механизмы тщательно продуманы.


Светильникам Новиковы даже дают имена, придумывают «биографию». Выходит очень душевно. Молочно–белый кружевной абажур, например, назвали «Страна котов из облаков». Понятное дело, создавали его для ребенка. Теперь он украшает спальню маленькой девочки. А свисающая с потолка разноцветная «Сирена титана», похожая на обитателя морских глубин с какой–то незнакомой планеты, стоит ее включить — превращает комнату в уютный космос. Зайдешь в такую квартиру — обязательно захочется остаться. Те, кто побывал в гостях у Новиковых, уже обзавелись их творениями. А лучшей рекламы и не придумаешь, потому что гости этих гостей тоже обязательно захотят что–нибудь эдакое.


В огне не горит


Два светящихся шара медленно раскачиваются в воздухе. И уже через мгновение в руках мастеров выписывают такие узоры, что глаз оторвать невозможно! Это неоновое шоу — один из элементов фаер–шоу (от англ. fire — огонь), еще более зрелищного представления, где вместо безобидных лампочек «фаерщик» орудует горящими факелами или фейерверками...


«Я тоже так хочу!» — решил первокурсник Белорусской государственной академии искусств Паша Абакумов, когда 5 лет назад на музыкальном фестивале в Польше впервые увидел представление с огнем.


— Там были целые уличные театры: разноцветная одежда, чудные прически, барабаны, жонглеры, много молодых людей с необычными музыкальными инструментами и... огонь! — рассказывает Паша. — Тогда я ни о чем не расспрашивал, завороженно смотрел, как они тренировались. А когда вернулся домой, начал заниматься.


В отличие от предыдущих героев, которые стояли перед дилеммой: карьера или любимое занятие, Павла жизнь не торопила. В Белорусскую государственную академию искусств он поступил, когда ему было уже за 20. Никуда не спешил, осматривался, занимался тем, что интересно. Словом, искал свое. И нашел! Сейчас Паша — руководитель театра огня «Элементаль».


— Поначалу я не ставил перед собой цель заработать своим увлечением денег. Было интересно экспериментировать, соединять свет, пластику и движения. А со временем самодеятельность переросла в профессиональное занятие. Сейчас в составе театра огня уже шесть человек. У нас есть планы, интересные идеи. Это уже не просто фаер–шоу. Ведь «Элементаль» включает в себя куда больше: актерство, пластику, танец, создание образа. По сути, это «ручная работа». Во всех смыслах: ведь элементы выполняются за счет ловкости, техничности.


Фаер–шоу давно стали частью программы на многих музыкальных фестивалях, клубных вечеринках и других массовых гуляньях. «Фаерщикам» рады на любом «корпоративе». Жонглирование всегда увлекательно и для участников представления и тем более для зрителей.


Всем по барабану!


Вы можете не быть поклонником этнической музыки, но африканские ритмы обязательно заставят вас выстукивать в такт. Эта «музыка солнца» спасала Лешу Кузьмичева, когда он, переживая непростые времена, несколько лет назад решил бросить учебу в вузе. Сейчас Алексей играет в нескольких коллективах, его музыка время от времени сопровождает выступления театра «Инжест», а джамбеи и дарбука (африканские и арабские барабаны) белорусского мастера продаются даже в Киеве.


А начиналось все, как водится, непросто. Решение бросить университет родители не поддержали, из общежития пришлось уйти, и чтобы хоть как–то прожить, Алексей работал на стройке, а в свободное время играл на бонгах — любительских самодельных барабанах. Звучали они кое–как. В совсем никчемный инструмент Леша решил вдохнуть новую жизнь. Не получилось. Купил новые барабаны, но и они звучали как–то не по–настоящему.


— Тогда я разобрал, собрал и... улучшил! Это получилось само собой. Потом меня попросили перетянуть один порванный барабан. А вскоре неожиданно получил свой первый заказ — сделать дарбуку! И вот так, понемногу, втянулся в новое ремесло.


Тогда Алексей и не думал, что барабаны могут приносить заработок. Нравился сам процесс: делать музыкальные инструменты оказалось очень интересно. Заказывал керамические корпуса, работал с кожей, делал «палки дождя» из сухого борщевика. Постепенно стал зарабатывать музыкой.


— Скучно, когда люди озабочены только материальным достатком, — считает Леша. — А то, что мои ровесники зарабатывают деньги, повышают свой социальный статус, меня мало волнует. Я просто занимаюсь тем, что нравится...


«Шерстяной шкаф»


Если и есть скелет в  «шкафу» Анны Шапошниковой — то наверняка мягкий и пушистый. Потому что все ее фантазии воплощаются в нежном войлоке, а «Шерстяной шкаф» — это недавно открывшийся павильон войлочных изделий, где Аня и другие участницы войлочной мастерской выставляют на продажу свои творения. А показать ей есть что! Ведь войлок — это не только шапки да валенки. Шапошникова занимается этим материалом 2 года и из шерсти, как из пластилина, может «слепить» все что угодно.


В магазинчике «растут» войлочное дерево, шерстяные цветы–брошки, стоит мягкий розовый войлочный диван, ширма, лампа. А витрины пестрят теплыми разноцветными серьгами, елочными и мягкими игрушками, бусами, накидками, браслетами, есть даже войлочные сумки!


А впервые девушка увидела изделия из войлока в журнале по рукоделию. Статья зацепила. Аня отыскала в Москве специальный магазин, купила шерсть и стала осваивать новую для нее ручную работу. А потом уже в Минске попала на выставку и... была поражена: там висели войлочные панно! Так выяснилось, что единомышленники с ворохом интересных идей у нее есть и войлочным рукоделием в Минске занимается не только Шапошникова. Тогда это было еще на уровне хобби. А через некоторое время появилась возможность выставлять свои изделия на продажу.


— Предприятие выглядело очень рискованным: уж очень товар экзотический. Но я была уверена, что все пойдет хорошо! Сейчас мы не успеваем делать столько, сколько хотелось бы. Продаем запасы, пробуем принимать заказы. Единственное, боюсь раствориться в массовом производстве, потерять идею уникальности ручной работы.


* * *


Принимать волевое решение, приносить в жертву карьерные амбиции в угоду авантюре всегда непросто. И стоит ли того? Не превратится ли страсть в наскучившее занятие? Все мои собеседники на этот вопрос ответили однозначно. Рисковали? Конечно. Было чувство страха? Не без этого. Однако сделали из своего хобби профессию, которая не только приносит доход, но и удовольствие. А вы так сможете?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter