Водитель-испытатель с МТЗ путешествует на тракторах по миру и времени

Мастер тонкой настройки

Анатолий Татьянин — счастливчик, которому довелось посидеть за рулем практически всего модельного ряда техники, когда–либо выпускавшейся Минским тракторным заводом. Сам Анатолий Александрович намного младше предприятия, основанного в уже далеком 1946–м, а уникальная возможность совершать воображаемые путешествия во времени на знаменитых белорусских машинах появилась благодаря профессии. Татьянин — водитель–испытатель цеха опытного производства МТЗ, подразделения, готовящего к старту промышленной сборки всю технику марки «Беларус».


В этом году именно Анатолий Татьянин выкатил из ворот предприятия для премьерного показа самый мощный на сегодня трактор отечественной сборки — 500–сильный «Беларус–5022». Машина, можно сказать, «выросла» из более ранней энергонасыщенной техники: Анатолий Александрович за 10 лет своей работы в цехе прекрасно помнит, как создавались 200–сильный «Беларус–2022», 350–сильный «Беларус–3522», 450–сильный «Беларус–4522». За рулем последнего он, кстати, находился в праздничной колонне прошлогоднего парада по случаю Дня Независимости... А до прихода в цех опытного производства работал в корпусе сборки тракторов, где с конвейера сходили самые известные на постсоветском пространстве трудяги МТЗ–80/82, а также новые модели — Минский тракторный давно и успешно расширяет линейку своей техники. Ранее выпускавшиеся трактора и новые разработки — как небо и земля. Трудно ли переучиваться?

— У меня и моих коллег водительские права тракториста, позволяющие работать на технике любой мощности, — объясняет Анатолий Татьянин. — Переучиваемся в рабочем порядке: конструкторы предоставляют информацию о новых машинах, мы изучаем ее, садимся за руль и едем. Но до этого находимся рядом со сборщиками и вникаем в нюансы конструкции, подмечаем особенности новинки.

Анатолий Татьянин признается: за 32 года работы на заводе, из них 25 — водителем–испытателем, из всего разнообразия моделей ему больше всего по душе пришелся «Беларус–2022». Это, мол, золотая середина между обычной и энергонасыщенной техникой: «Он достаточно мощный и при этом легко управляемый. В энергонасыщенных машинах много электроники, а тут — просто сел и поехал». А еще запомнился МТЗ–2, первенец Минского тракторного. Его выпуск был налажен в 1953–м. Характеристики по нынешним временам непривычные: мощность — всего 37 л.с., масса — 3.250 кг, максимальная скорость — мизерные 13 км/ч. Анатолий Татьянин принимал участие в восстановлении раритетного экземпляра (в его цехе подобным эксклюзивом тоже занимаются). Вернее, даже двух. Один из тракторов долгое время стоял на постаменте у центральной проходной. Узлы машины очистили от слоев краски, перебрали и установили на прежнее место, а сам трактор водрузили на новый постамент. К сожалению, эта машина уже не на ходу. А вот ее брат–близнец, несмотря на преклонный возраст, благодаря мастерству заводчан жив–здоров и время от времени становится героем тракторных парадов. Поучаствовал водитель–испытатель и в восстановлении другой легенды Минского тракторного — МТЗ–50. Этот экземпляр сегодня является частью экспозиции заводского музея, но в любой момент может выехать в свет.


По словам водителя–испытателя, самые последние разработки МТЗ многим пока тоже в диковинку:

— Недавно вернулся с «Дажынак» в Ивье, где я был с энергонасыщенным трактором модели 4522. Местные ребята говорят: «Дай посидеть в кабине, мы же механизаторы!» Вынужден был отказать: машина пока опытная, всего четыре экземпляра собрано, вот когда пойдет в серию — пожалуйста!

Работа водителя–испытателя не только ответственная и многоплановая. Начальник цеха опытного производства Иван Хаванский перечисляет: помимо собственно водительских навыков, нужно знать особенности всех систем машины, уметь диагностировать помехи в работе трактора и по возможности устранять их. Кроме того, на первый план выходит умение общаться с коллегами и потенциальными потребителями «Беларусов», ведь водителей–испытателей часто направляют в места реализации техники. Например, Анатолий Татьянин только в Китае побывал шесть раз. Если сложить все командировки в Поднебесную, то в этой стране наш специалист пробыл около года. В основном занимался вопросами сервисного обслуживания. Говорит, что в КНР, несмотря на собственные экономические успехи, по–прежнему уважают белорусские трактора.


— Трактор сложнее, чем легковая машина, — поясняет Анатолий Александрович. — Китайцы полушутя–полусерьезно говорят: «Мы все можем сделать, но ваша трансмиссия самая лучшая».

Водителю–испытателю довелось побывать и в Мексике — там он презентовал отечественную тракторную технику. Несколько раз выезжал в Европу, но куда больше командировок по России и Беларуси. Родные к разъездам Анатолия Татьянина относятся с пониманием. Более того, глава семьи, похоже, стал родоначальником династии тракторозаводцев. Две дочери не понаслышке знают, чем живет коллектив гиганта отечественного тракторостроения. Старшая Олеся пять лет проработала вместе с отцом в корпусе сборки тракторов. Младшая Татьяна уже 11 лет трудится в цехе опытного производства контролером, а совсем скоро закончит обучение в вузе и получит диплом инженера–механика. Подрастают внук и внучка. Они школьники, но кто знает, может, глядя на старшее поколение, пойдут по его стопам.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter