√ Почему падают цены?
√ Как Канада потеряла ключевые рынки?
√ По какой причине производители не перерабатывают сырье?
√ Достаточно ли белорусам чайной ложки уникального продукта в год?
Традиционно лен в Беларуси ассоциируется с производством ткани, ведь львиная доля площадей отводится под долгунец. Он в прошлом году занимал 41 тысячу гектаров, в то время как лен масличный всего 2600 гектаров. Между тем в мировом масштабе все наоборот: общая площадь посевов льна-долгунца на планете — 270—300 тысяч гектаров, а льна масличного — 4 миллиона гектаров. Льняное масло занимает первое место среди технических по объему производства в мире. Его используют при изготовлении экологически безопасных лаков, красок, олифы, которые служат эталоном надежности и долговечности, оно находит широкое применение в полиграфической, резиновой, электротехнической и многих других отраслях промышленности. И конечно же, это полезный пищевой продукт, способствующий профилактике многих болезней. Какая ситуация в мире с выращиванием льна масличного и производством масла из него?
Целостной картины в мире за 2022-й пока нет, статистика появится не раньше весны, поэтому остановимся на отдельных фактах, озвученных в начале нынешнего года. Они позволяют сделать некоторые предварительные выводы о ситуации на рынке льна масличного, поскольку касаются ключевых его производителей.
Итак, площади льна масличного в мире в 2022-м выросли с 3,5 до 4 миллионов благодаря их увеличению на полмиллиона в России. В результате посевы данной культуры у наших соседей стали занимать половину общемировых. Это стало реакцией производителей на то, что действовали экспортные пошлины на подсолнечник, рапс, сою, а на лен их не было.
Причем мировой рынок масличного льна довольно ограничен в плане спроса, а столь сильный прирост предложения в РФ крайне избыточен. Цены на льняное масло и лен в мире уже упали ниже альтернатив в виде рапса и рапсового масла. Кроме того, в силу текущей геополитической повестки спрос европейских импортеров на российский лен сильно сократился. Например, цены в Сибирском федеральном округе в конце прошлого года были на 55 процентов ниже, чем в 2021-м.
Россия на первом месте в мире по экспорту льна масличного, на втором — по вывозу сырого льняного масла, отметил исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. По его словам, в ближайшем будущем РФ сможет в несколько раз нарастить объемы поставок льняного масла за рубеж, сократив вывоз маслосемян данной культуры.
Михаил МАЛЬЦЕВ.
По прогнозу союза, за 2022-й урожай масличного льна в России составит примерно 1,5 миллиона тонн — почти в два раза больше, чем в предыдущем году. Причем производство масла и шрота пока увеличилось незначительно. «В основном поставляем масличный лен как сырье, а с 2018-го и масло, отгружая за рубеж в среднем 30 тысяч тонн в год. Россия входит в топ-3 мировых экспортеров масличного льна, конкурируя с Канадой и Казахстаном».
Экспорт масличного льна в сезоне-2021/22 увеличился на 73 процента до рекордных 975 тысяч тонн, подсчитал Центр оценки качества зерна. Лен отгружался в 48 стран. Росту экспорта российского льняного масла должен способствовать запуск в ближайшем будущем двух заводов по переработке льна.
А вот от другого крупнейшего производителя льна масличного в 2023 году приходят пессимистические новости. Канада потеряла ключевые рынки, такие как Китай и Европейский союз, и только США остались крупным покупателем. Об этом сообщил аналитик Чак Пеннер канадским растениеводам во время недавнего семинара по обзору рынка: «Канадским производителям льна необходимо смириться с суровой реальностью. Они больше не управляют льняным рынком. Канада произвела около 474 тысяч тонн в маркетинговом году 2022/23, Россия увеличила урожай до 1,5 миллиона тонн, Казахстан собрал 800 тысяч тонн. В целом в Черноморском регионе 2,3 миллиона тонн. Раньше на Канаду приходилась большая часть ежемесячного импорта урожая этой культуры в Китай, но теперь на рынке правит бал черноморский лен. То же самое касается Европейского союза. Переключатель щелкнул в 2021-м, когда цены на канадский лен резко выросли из-за неурожая, вызванного засухой. Поставки несколько восстановились в 2022 году, чего не скажешь о спросе. Оказалось, можно обойтись льном из России и Казахстана».
Все это приведет в дальнейшем к значительному сокращению посевов льна масличного в Канаде. В 2023-м они прогнозируются на уровне 240 тысяч гектаров — самые низкие площади с 1950-х, считает эксперт.
С начала текущего года на рынке семян льна Казахстана сохраняется стабильная ценовая ситуация, которая установилась еще в конце 2022-го. К середине января цены спроса преимущественно были в диапазоне 180—200 тысяч тенге за тонну. Вместе с тем из-за увеличения мирового производства этой культуры ожидания казахстанских аграриев относительно сохранения высоких цен на семена льна не оправдались. В прошлом сезоне он стал крайне привлекательным для аграриев, а средняя цена спроса на аналогичную дату составляла около 340 тысяч тенге за тонну.
Следует отметить, что страны — крупнейшие производители льна масличного часто не относятся к крупнейшим производителям льняного масла. Они просто продают сырье другим государствам для переработки. И вот здесь для изучения тенденций рынка, как говорилось выше, из-за отсутствия данных за прошлый год будем оперировать статистикой 2021-го.
С 2009 по 2018 год мировое производство масличного льна увеличилось в 1,5 раза и достигло 3,5 миллиона тонн. В дальнейшем небольшой рост или падение. Из этого количества производилось около 800 тысяч тонн льняного масла. В 2020-м выпущено 824 тысячи тонн — исторический максимум: больше изготовили его в Китае, Индии и России. В 2021-м снизилось до 792 тысяч тонн из-за сокращения производства его в Китае и США. Это связано с последствиями COVID-19, вызвавшими остановку выпуска товаров из льняного масла (лакокрасочная, мыловаренная, электротехническая промышленность, пищевая индустрия) и, как следствие, сокращение производства льняного масла в целом. Кроме того, есть и другие причины — существенные потери в урожайности семян льна в Казахстане, Канаде и США, что только частично компенсировано ростом посевных площадей.
Ожидается, что в ближайшие годы рынок льняного масла в мире стабилизируется на уровне 800 тысяч тонн за счет восстановления спроса со стороны ключевых отраслей потребления, а также ключевых стран-потребителей, преимущественно Китая.Основные производители льняного масла в 2021-м — страны ЕС (Бельгия — 152 тысячи тонн, Германия — 55 тысяч), Китай (215 тысяч), Индия (64 тысячи) и США (59 тысяч). Производство льняного масла в России достигло 35 тысяч тонн. Суммарная доля пяти крупнейших производителей — 69 процентов мирового производства.
Импорт льняного масла демонстрировал в целом стабильную динамику, достигнув пикового значения 211 тысяч тонн в 2019 году. Однако в стоимостном выражении исторический максимум пришелся на 2021-й — 324 миллиона долларов — плюс 28 процентов к предыдущему году. Крупнейшими странами-импортерами в натуральном выражении с объемами свыше 10 тысяч тонн по итогам 2021-го стали Китай, Германия, Нидерланды, Норвегия и Бельгия, совокупно закупившие 61 процент всего объема.
В 2021-м мировой экспорт составил 313 миллионов долларов — плюс 70 миллионов к предыдущему году. В натуральном выражении сократился до 192 тысяч тонн — минус 4 процента к 2020 году. Структура экспорта по странам характеризуется более выраженной концентрацией по сравнению с импортом. По итогам 2021-го выделяются четыре ведущих экспортера: Бельгия, Россия, Казахстан и Германия с объемами поставок свыше 10 тысяч тонн. На них пришлось 80 процентов мирового экспорта в натуральном выражении и 72 — в стоимостном.
Средняя цена экспорта в 2021-м составила 1631 доллар за тонну, увеличившись относительно уровня предыдущего года на 34 процента. Наиболее дорогая продукция поставлялась Канадой и США — 3600 и 2500 долларов соответственно. У основных стран-экспортеров отклонение от среднемировой цены выражено слабее: от плюс 23 процентов у Германии до минус 17 у Казахстана.
Как говорилось выше, на фоне долгунца посевы льна масличного в Беларуси весьма скромные. За прошлый год его собрано около 2300 тонн, из них можно выработать примерно 600 тонн масла.
Льняное масло — редкий гость на прилавках наших магазинов. Иногда можно увидеть сиротливо стоящую бутылочку ценного продукта у касс. Своеобразный индикатор наличия этого масла — Комаровский рынок в Минске. Если заглянуть там в киоски, специализирующиеся на его продаже, то, как правило, рядом с отечественной бутылкой льняного масла стоят две-три российские, что, конечно же, не красит наших производителей.
Эксперты предполагают, что в год на белоруса приходится 40 граммов льняного масла с учетом импортного — одна ложка. На самом деле цифра меньше, считает директор ОАО «Кореличи-Лен» Федор Жук:
— За год наше предприятие на участке «Лида» производит 140 тонн льняного масла, из которых только примерно 7 тонн фасуем в мелкую упаковку для реализации на пищевые цели. Такой спрос. Остальное — на технические цели.
Тем временем магазины завалены импортным оливковым маслом. Отдавая должное этому продукту, следует заметить, что в нем из полиненасыщенных жирных кислот преобладает омега-9, а вот омеги-6 мало, омеги-3 совсем нет. В то же время в льняном масле их достаточно, а особо ценной омеги-3 — 44 процента (больше, чем в любом другом). Не случайно специалисты-диетологи ставят льняное масло на первое место в мире по его полезности для человека. Почему же не спешим насытить свой рынок таким ценным отечественным продуктом и, самое главное, привить культуру потребления его? По оценкам специалистов, в год одному белорусу желательно потреблять в среднем 2 литра льняного масла — в 100 раз больше, чем теперь.
Нельзя сказать, что его производство в стране пущено на самотек. Министерством сельского хозяйства и продовольствия разработаны мероприятия по реализации программы производства льна масличного и его продукции в Республике Беларусь на 2012—2015 годы, которыми предусматривалось доведение посевных площадей этой культуры до 4 тысяч гектаров, получение 6 тысяч тонн маслосемян и 2,4 тысячи тонн масла. Однако такие рубежи оказались не под силу. Причем переработчики утверждают: если бы программу выполнили и за год выпустили 2,4 тысячи тонн масла, то это бы подорвало экономику заводов, большая часть продукции просто осталась бы на складах. Под такие объемы пока нет внутреннего спроса, а на мировой рынок выйти непросто — там крупные производители с низкой себестоимостью.
Надо посмотреть правде в глаза и признать: в нашей стране льняное масло пока не стало таким же массово потребляемым продуктом, как допустим, оливковое в Италии. Его мало покупают, потому что не знают о полезных свойствах. Вот почему следует бросить камешки в огород многих сфер нашей жизни — здравоохранения, просвещения, СМИ. Да и сами производители хороши: пытались ли по телевидению рекламировать свою продукцию? Что-то не припоминается. Так давайте займемся пропагандой полезности льняного масла. И выиграют не только потребители. С увеличением выпуска отечественного продукта уменьшится ввоз оливкового масла, импортозамещение принесет экономию валюты, возрастут мощности наших перерабатывающих предприятий. Это дополнительные рабочие места, увеличение зарплаты и поступлений в бюджет.
gedroiz@sb.by
Инфографика Ольги ПАК.