Автопарки Брестчины проигрывают частным перевозчикам в комфорте

Маршруты с грустным сервисом

Ездить приходится много. Государственная железная дорога в последнее время радует. А государственные автоперевозчики меняться не торопятся. Прибыла. Вышла. Спасибо — и лучше нам больше не встречаться. С автобусом. С порезанным сиденьем. С водителем... 



В 2014 году пассажиров на Брестчине перевезли меньше, чем в 2013–м. В нынешнем — меньше, чем в прошлом. Почему? Мы пересели в личные авто? Перестали ездить в деревни и на дачи?

Вот официальные причины падения пассажиропотока на Брестчине: снижение спроса на регулярные рейсы в Украину, отсутствие возможности выполнять туристические рейсы на Черное море...

Важные факторы, раз влияют на финансовое положение автопарков, коль доходы и бюджетные субсидии не покрывают затраты, связанные с перевозками пассажиров. Убытки порождают нехватку оборотных средств, отсюда — проблемы с приобретением топлива, запчастей, выплатой зарплаты...

Но только ли в этом «нерв» ситуации?

Достоинства автопарков — в социальной направленности. Они обеспечивают перевозки в отдаленные деревни, возят льготников. Какие тут доходы? Потому картина жизни районных транспортников давно не вызывает зависти у работников других отраслей. Но всегда кажется мне недостойной нас, пассажиров, и наших в абсолютном большинстве хороших дорог.

«Радимич» — автобус, в котором опасно ездить зимой. Взять бы всех конструкторов вместе с директором Брестского автопарка — и в Столин. Буду помнить 6 часов дороги, которые в 30–градусный мороз показались мне адом. Почему в дальний рейс не отправить более комфортный автобус?

И летом в Столин из Бреста доехать не так–то просто. Чтобы быть утром в райцентре, к примеру, командированному на рабочей неделе нужно отправиться из Бреста накануне вечером, переночевать в Пинске, а потом на такси доехать до Столина.

«Бомбилы», да и легальные перевозчики, в отличие от автопарков, держат ситуацию под контролем. Знают, где сегодня заработают, а где нет. За так называемые социально значимые перевозки не берутся, но втридорога на популярных маршрутах не дерут.

Автопарки конкурентов не любят. Но крутиться не хотят. Вот пример. Частник, владелец популярного маршрута Брест — Спорово, учитывая возросший летом спрос, подготовил все необходимые документы на увеличение периодичности курсирования в выходные, согласовал документы, развесил рекламу на остановках. А потом — раз, и запрет! Березовский автопарк сначала дал добро. А потом сменился директор и наложил вето, сочтя, что предприниматель заберет всех пассажиров. Почему в таком случае у автопарка оперативно не появился рейс Береза — Кобрин? Береза — Брест через Малеч... Или Брест — Спорово. Как альтернатива.

Те, кто пользуется междугородным общественным транспортом, вспоминают рейс Брест — Ляховичи. Удобный был. Всегда заполненный. Но отменили. Убыточный, оказывается. Если водитель брал деньги и не выдавал билеты, может, водителя проще было сменить, а не маршрут закрыть?

Еще вспоминается, как Ивацевичский автопарк пытался ввести квоту... на легальных таксистов. Квота в 6 машин рассчитана была, оказывается, исходя... из потребностей жителей района. Решили, что большее количество такси создаст автопарку проблемы. А люди? Доберутся как–нибудь...

Разве так нужно бороться с конкурентами? Или без искусственных препон конкурировать сложно?

Кто знает, почему все еще непросто купить билет на автобус через интернет? К слову, я даже зарегистрироваться на сайте продаж Брестоблавтотранса не смогла. Или купить билет с промежуточной станции заранее? Почему на некоторых автостанциях до последнего не знают, есть в проходящих автобусах места или нет?

В командировки по Брестчине приходится ездить часто, порой срываться с места срочно, потому в моем компьютере — не расписание автобусов, а телефоны владельцев маршруток. Звонишь, заказываешь место — и поездка гарантирована. С комфортом. С билетом для отчета. С хорошим уровнем безопасности и надежности.

Перевозки пассажиров — это и форма, и содержание. Способность успевать за изменчивым спросом. Это — желание не только получить прибыль, но и угодить клиенту. Логистика, умение анализировать, обобщать и много чего еще, о чем без экономического образования мне написать просто не по силам. И, согласитесь, как заплатившая за билет я имею право (не вдаваясь в коммерческие тайны государственных перевозчиков) мечтать о комфорте.

valentinak3@mail.ru

Советская Белоруссия № 139 (24769). Пятница, 24 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter