Ганцевичский район: знакомим с одним из самобытных уголков белорусского Полесья

Маршруты истории и единства


Ганцевичский район Брестской области славится богатым культурным и духовным наследием. Здесь родился и вырос Александр Сержпутовский — известный этнограф и фольклорист начала ХХ века, написавший на основе местных легенд и преданий замечательную книгу «Сказки и рассказы белорусов-полешуков». На ганцевичской земле, в деревне Люсино, начинал учительствовать классик белорусской литературы Якуб Колас, отразивший этот период своей жизни в романе «На росстанях». А в годы Великой Отечественной войны здесь мужественно сражались партизанские отряды и бригады, во главе которых стояли легендарные командиры — Герои Советского Союза Кирилл Орловский и Антон Бринский.

Нынешнее поколение ганцевчан с достоинством продолжает дело своих предков: развивает сельское хозяйство, промышленность и социальную сферу, с почтением относится к памятникам истории, передает молодежи уважение к героическому прошлому народа и навыки традиционных ремесел.

Специалист по клюкве


Не каждый район может похвастаться тем, что на его территории расположено научное учреждение. Ганцевичскому в этом плане повезло: в нескольких километрах от райцентра действует отраслевая лаборатория интродукции и технологии нетрадиционных ягодных растений Центрального ботанического сада НАН Беларуси. Третий год в дружном коллективе лаборатории младший научный сотрудник Егор Колодко. В область его исследований входят вопросы биологической оценки новых сортов клюквы крупноплодной.

Еще с ­начала 1980‑х годов лаборатория изучает перспективность разведения в наших климатических условиях завезенных из других стран и континентов сортов клюквы, голубики, брусники, жимолости и других ягод. Разработанные здесь технологии ягодоводства десятилетиями успешно применяются по всей республике. А несколько лет назад накопленным опытом стали активно интересоваться китайские ученые.



— Два года назад, по окончании биотехнологического факультета Полесского госуниверситета, я распределился сюда и был несказанно этому рад, — рассказывает Егор Колодко. — Дело вовсе не в том, что я родом из Ганцевичей. Здесь есть все условия для научно-исследовательской работы по моему направлению, а еще — люди, у которых можно многому научиться.

В лаборатории Егор изучает вопросы переселения сортов крупноплодной клюквы, выращиванием которой в больших масштабах занимается несколько белорусских сельхозпредприятий и непосредственно сама лаборатория.

— Сегодня насчитывается несколько десятков сортов, но в Беларуси в Государственный реестр занесено только шесть из них, — объясняет Егор. 
— Мы изучаем оставшиеся сорта клюквы крупноплодной, чтобы понять, стоит ли их включать в госреестр и использовать в промышленном ягодоводстве. Еще помогаем в борьбе с сорняками: проводим опыты с гербицидами, которые можно будет применять на клюквенных плантациях.


Несмотря на то что промышленное выращивание клюквы крупноплодной — трудозатратный процесс, по мнению Егора Колодко, у этой культуры в нашей стране есть хорошие перспективы:

— Благодаря отлаженным агротехническим приемам крупноплодная клюква прекрасно прижилась на Полесье. Она широко используется в кондитерской промышленности и востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынке. А из-за своих целебных свойств становится все более популярной у приверженцев здорового образа жизни. И если вы еще ее не пробовали, обязательно сделайте это в самое ближайшее время: сейчас как раз начался сезон ее уборки.

Секрет хлебопека

Про замечательный вкус продукции Ганцевичского хлебозавода, филиала ОАО «Берестейский пекарь», знают далеко за пределами района. Во многом такой репутации предприятие обязано своим высококлассным специалистам. К числу таких относится и пекарь-мастер Людмила Петровская.



На хлебозаводе Людмила, которая имеет диплом техника-технолога Молодечненского политехнического техникума, работает уже 12‑й год. А до этого более 20 лет она была мастером цеха на овощесушильном заводе. Сменив вид производства, начинала на новом месте простым формовщиком и постепенно росла. Такой подход к профессии хлебопек считает единственно верным:
— Чтобы стать пекарем-мастером цеха, недостаточно иметь специальное образование. Требуется контроль всего технологического процесса, а для этого нужно хорошо знать все его этапы и четко понимать, какими в итоге выйдут хлеб, батоны или булочки. В этом деле много разных тонкостей, постичь которые можно лишь у печи, перенимая секреты у более опытных коллег.
Сегодня Петровская уже сама с удовольствием делится знаниями с молодежью и с гордостью говорит о том, что на ее смене все работники могут без проблем заменить друг друга. И это идет только на пользу производству.



— Аромат нашего хлеба не спутаешь ни с чем, — делится Людмила. — Все мои родственники и друзья, когда приезжают ко мне, обязательно хотят увидеть на столе наш черный хлеб. И каждый раз повторяют: такой ароматный, вкусный и натуральный редко где теперь встретишь. А возвращаясь домой, они обязательно покупают с собой несколько ганцевичских булок. И я точно знаю, что так поступают многие гости нашего города.

— А хотите я вам расскажу главный секрет? — поинтересовалась у меня в конце беседы Людмила Петровская. — Он очень прост: чтобы хлеб получился по-настоящему вкусным, его обязательно надо печь с любовью. Мы, когда достаем готовый, так про него и говорим: «Сделано с любовью». С таким отношением он просто не может быть невкусным.

Молодо и не зелено

Широко известная фраза «талантливый человек талантлив во всем» как нельзя лучше подходит для характеристики Александра Зайца. В одном лице он и директор Ганцевичской средней школы имени Героя Советского Союза Антона Петровича Бринского, и председатель Молодежного парламента при райсовете депутатов, и увлеченный краевед.

Александр Заяц, директор Ганцевичской средней школы имени Героя Советского Союза Антона Петровича Бринского, с учениками.

— С юных лет мне нравилось изучать родной край, узнавать о нем новые факты и потом делиться этими знаниями с кем-то из друзей или знакомых, — вспоминает Александр Заяц. — Поэтому к окончанию школы я твердо решил, что хочу стать учителем географии.

Мечта сбылась в 2014 году, когда после окончания Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка он вернулся в родную СШ № 3 Ганцевичей в качестве дипломированного специалиста. Педагог активно включился в общественную жизнь — и через шесть лет возглавил Молодежный парламент при районном Совете депутатов.

— Работать с молодежью интересно, — говорит Александр. — Особенно когда получается организовать какое-то общее дело. Например, этим летом мы проводили благотворительный велопробег по местам боевой славы района, в нем участвовало более сотни человек — школьники, студенты, рабочая молодежь. По его итогам собрали неплохую сумму, которую планируем потратить на благоустройство городского сквера — любимого места отдыха молодежи.

В прошлом году Александр Заяц сделал еще один важный шаг на своем профессиональном пути и возглавил среднюю школу в пригородной деревне Ганцевичи. Понятно, что работа в должности директора учреждения образования, в котором работает 25 педагогов и обучается 77 учащихся, забирает немало сил и времени. Но Александр и здесь остался верен своей страсти — краеведению:

— Наша школа носит имя партизанского комбрига Антона Петровича Бринского, поэтому упор решили сделать на поисковой работе, связанной с партизанским движением.


Год назад создали поисковый отряд, по крупицам собираем малоизвестные факты о событиях Великой Отечественной на родной земле. Есть и первые успехи — исследовательская работа наших учащихся и учителей заняла второе место в областном конкурсе «Маршрутами памяти и единства». А весной участники отряда ездили в Лунинец, где встречались с бывшим бойцом отряда Бринского, ветераном Павлом Акимовичем Добринцом, который рассказал немало интересного о героической борьбе с оккупантами. 
Собираем и различные артефакты для нашего будущего музея. Пока вся экспозиция умещается в старинном чемодане 1940‑х. Мы ее шутя называем «Музей в чемодане». Однако у этой компактности есть свои плюсы — можно легко организовать передвижную выставку в других учреждениях образования. Уверен, что для всех она будет интересна: сегодняшним мальчишкам и девчонкам в будущем предстоит перенять эстафету по сохранению правдивой памяти о героической истории нашего народа.

Хранительница «маляванак»

Мастер по росписи районного Дома ремесел Ольга Иванович возрождает уникальную технологию производства расписных ковров и передает молодому поколению свои знания и любовь к этому виду традиционного ремесла.



— Расписные ковры-«маляванкi» довольно интересное явление в белорусской культуре, — отмечает Ольга. — На первый взгляд кажется, что это простая вещь, для создания которой не нужно особого таланта и способностей. Но на самом деле настоящие «маляванкi» делались по определенным канонам, их сюжеты подчинялись строгой композиционной постройке, в которой нередко использовались орнаментальные элементы традиционной вышивки.

По словам мастерицы, в первой половине прошлого века белорусские крестьяне высоко ценили расписные ковры. Обычным делом было, когда «маляванку» мать давала дочке в приданое либо ее дарили молодоженам гости на свадьбу. Поэтому их изготовлением занимались многие мастера и художники. Самые известные из них — Язеп Дроздович, Елена Киш, Федор Суховило.

— Аутентичные расписные ковры сейчас с удовольствием приобретают не только коллекционеры, но и простые люди, интересующиеся нашим культурным наследием, — говорит Ольга. — Но в 70 — 80‑е годы XX века наследники первых хозяев «маляванак», не понимая, насколько ценные вещи достались им, выбрасывали эти ковры, а на их место вешали модные репродукции. Так был потерян значительный пласт нашего культурного наследия.



Ольга Иванович уверена, что сегодня традиционная декоративная роспись, как и другие белорусские ремесла, начинает возрождаться и приобретать новых поклонников:
— В нашем Доме ремесел я веду кружок «Рукотвор», который посещают дети разного возраста. Помимо создания «маляванак», мы делаем традиционную роспись по дереву и стеклу. При этом используем исключительно те приемы и технику, которые разработали мастера в прошлом веке. И я вижу, что такое творчество вызывает у ребят живой интерес.
Шестикласснице Анастасии Занько нравится создавать оригинальные вещи, связанные с нашей культурой:

— На кружок к Ольге Павловне ходят и мои старшие сестры. У нас дома расписные ковры и рисунки по стеклу во всех комнатах.



Роспись, как и другие белорусские ремесла, — не просто работа руками, уверена Ольга Иванович:

— Дети осваивают не только технологию, но и постигают глубинный смысл, что заложен в рисунках, приобщаясь к национальной культуре.

Возрожденная святыня

Одна из самых известных историко-культурных достопримечательностей Ганцевщины — урочище Избийский Бор. Там расположена часовня в честь Успения Пресвятой Богородицы. Одним из главных инициаторов восстановления утраченной святыни стал благочинный церквей Ганцевичского округа, настоятель прихода храма Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Петр Пилипчук.



Избийский Бор расположен в живописном лесу в 20 километрах от райцентра. Проехать мимо, не обратив внимания, невозможно: прямо возле трассы Ганцевичи — Будча стоят деревья, обвязанные традиционными белорусскими рушниками и цветными лентами, а за ними виднеется часовня, построенная в русско-византийском стиле.

— Это святое, овеянное давними легендами место, — рассказывает отец Петр. — По одному из преданий здесь несколько столетий назад умирал путник, избитый разбойниками до полусмерти. Он начал молиться о спасении, и тогда появился образ Божией Матери. Она сказала, что будет помогать всем, кто здесь обратится к ней. Тот человек выжил, а урочище получило название Избийский Бор. По другой версии, пастуха, искавшего в лесу потерявшуюся корову, привлек чудесный свет. Он шел на него и увидел икону на дереве. Эта история обретения образа относится к XVIII веку и схожа с легендой о Жировичской Божией Матери.

Со временем урочище стало местом массового паломничества. Помолиться, испить воды из источников, обладавших исцеляющей силой, приходили люди со всей округи. Вскоре построили здесь и церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1943 году церковь сгорела, тогда же была утрачена чудодейственная икона, а через пару лет иссякли и целебные источники.

Тем не менее люди продолжали приходить сюда в поисках исцеления. Поэтому в 2014‑м отец Петр по просьбе прихожан и с благословления архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана решил заняться возрождением утраченной святыни.



— Новую часовню строили всем миром: в основном силами прихожан, при поддержке местных властей, предприятий, организаций и предпринимателей, — рассказывает благочинный. — Во время работ 15 ноября 2014 года, когда распиливали березу, стоявшую рядом с сосной, на которой была обнаружена икона, увидели на спиле дерева крест и лик Божией Матери с младенцем. Все были просто поражены! Таким вот чудесным образом икона вновь вернулась к нам. После того как 28 августа 2015‑го состоялось освящение часов в честь Успения Пресвятой Богородицы, эти срезы как святыня хранятся здесь в храме.

При строительстве часовни рядом с ней нашли и новый родник. Сегодня это место, как и в прежние времена, помогает верующим обрести исцеление и душевную умиротворенность. Возрождая святыню, старались все сделать красиво, подчеркивает Петр Пилипчук:
— Хотелось, чтобы любой приехавший сюда понимал, что надо жить тоже красиво, то есть с любовью к Богу и ближним, поддерживая друг друга, а также бережно храня наши традиции и культуру.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter