Маленькие муки

Почему ранец знаний тянет назад?

Почему ранец знаний тянет назад?


Неологизм «здоровьесберегающие технологии» так прочно вошел в наш лексикон, что им теперь принято даже щеголять. На сайтах некоторых школ целые страницы посвящены программам и методическим рекомендациям под таким заглавием. Но назвать хотя бы пару–тройку конкретных ноу–хау практического применения зачастую учителя отчего–то затрудняются. Меж тем мальчишек и девчонок, у которых есть проблемы со здоровьем, становится все больше. По данным медиков, в Минске функциональные отклонения имеют трое из четырех первоклашек: у каждого десятого проблемы со зрением, у каждого пятого нарушена осанка. Уже в начальной школе у 15 процентов детей хронические заболевания, а у старшеклассников таких больше в 2 раза! Какую терапию могут предложить врачи и педагоги?


Многое зависит от того, насколько внимательно относятся директор и его помощники к необходимости и праву учеников не хворать. В этом смысле школярам из СШ № 161, где я побывала, без преувеличения повезло. Здесь на уроках физкультуры можно выбирать занятие по душе. Очень здорово! Ведь по расчетам медиков в день на свежем воздухе необходимо проводить около двух с половиной часов, а два урока физкультуры в обычной школе восполняют потребность в двигательной активности за неделю лишь на 22 процента... Но в 161–й все необычно.


Иду по коридору, а по пути заглядываю в спортивные залы. Вот в одном из них мальчишки увлеченно играют в настольный теннис. В трех других слышны удары по мячу — не исключено, среди ловких и быстрых школьников, которые сейчас погружены в игру, вырастут именитые баскетболисты, волейболисты, гандболисты, футболисты.


А неподалеку занимаются хореографией. Впрочем, девчонки здесь не только с удовольствием вальсируют, но и мяч погонять любят. В секции по каратэ вообще аншлаг: меньше 30 человек на тренировке не бывает. И воздушные ванны в школе принимают охотно. Весной и осенью играют в волейбол и баскетбол. Зимой ходят на лыжах и катаются на коньках. Их можно взять и во внеурочное время напрокат бесплатно. А по субботам — спартакиады и конкурсы.


Но даже здесь хватает ребят с ослабленным здоровьем. В небольшом уютном спортивном зале, где они тренируются, все радует глаз: ковровые дорожки и спортивные коврики на полу, фитболы, как в фитнес–центре, для девочек и тренажеры для мальчиков. Беговая дорожка! Однако завидовать нечему: сколиозы 1–й и 2–й степеней, сосудистая дистония, заболевания внутренних органов (например, почек), врожденные пороки сердца, неврозы. С таким багажом далеко не уедешь...


— Из 1.252 школьников у меня занимаются 112, — говорит учитель физкультуры по спецмедгруппе школы № 161 Любовь Катило. — И с каждым годом их меньше не становится, скорее наоборот.


Почему? Специалисты сетуют на плохую экологию и небрежное отношение к здоровью. Иногда сами родители советуют ребенку не обращать внимания на недомогания, мол, само со временем пройдет. Одному школьнику стало плохо на уроке физкультуры, и только после этого случая выяснилось, что у него астма. Другие убеждены: внимание надо уделять исключительно предметам для поступления.


— Раньше дети были куда более организованными, — добавляет Любовь Михайловна. — А сейчас пришел на урок без формы — и ничего не сделаешь.


Сетовать впору и на программу по физкультуре. Нормативы многим просто не по плечу, и настаивать учитель не вправе: вдруг ребенок не выдержит нагрузки?


— Всем понятно, что после детских сказок не берутся сразу за «Войну и мир». Тогда почему в 5–м классе разучивают элементы баскетбола, о котором в начальной школе не было ни слова? — недоумевает Любовь Михайловна.


История прямохождения


Другая проблема. Раньше непослушные сорванцы день–деньской пропадали на улице. Теперь с самого раннего возраста амбициозные родители учат сыновей и дочурок читать, писать и говорить на иностранном языке...


— Только представьте, 80 процентов детей, прошедших умственную муштру в подготовительных группах, на вопрос, хочешь ли ты учиться, отвечают: «Нет, хочу играть, гулять. Люблю петь, плясать, а в школе нужно сидеть молча, делать не то, что хочешь», — рассказывает главный педиатр комитета по здравоохранению Мингорисполкома Оксана Некрасова. — И в школе ученики двигаются очень мало. Дети то за партами, то не отходят от телевизора и компьютера.


К чему могут привести гонки на опережение, свидетельствует статистика. По данным комитета по здравоохранению Мингорисполкома, за последние 5 лет на 10 процентов стали больше болеть 5 — 9–летние дети, на 4% — 10 — 14–летние, на 28,6% — 14 — 17–летние! В итоге на студенческой скамье многие оказываются уже в очках, с сутулой спиной и пузырьком успокоительного.


Лидируют среди недугов заболевания органов дыхания. Небольшой дыхательный объем легких и их недостаточная вентиляция приводят к застою крови, создается благодатная среда для микробов. Отсюда и постоянные простуды, говорят врачи. Далее по списку — нарушение остроты зрения. А еще искривление осанки. Это дают знать о себе перегрузки в школе, однообразное меню и неправильный распорядок дня, плохой сон и редкие прогулки на улице.


Не таскать тяжести мальчишки и девчонки, кажется, благополучно научились. В некоторых гимназиях учебники хранят в личных шкафчиках. Продвинутые подростки фотографируют отдельные страницы, а дома распечатывают на принтере либо выводят на экран компьютера. Другие по старинке делят книги на двоих. Сложнее дело обстоит с домашними заданиями. За 3 часа (норма для старшеклассников) справляются с подготовкой отнюдь не все: на «десятку» надо и реферат подготовить, и в Интернете дополнительную информацию найти. Мало кто соблюдает совет психологов отложить все до утра, если дело не клеится.


Ученик прикованный


«Раскрепостить» школьников в значительной степени удалось российскому ученому, профессору Владимиру Базарному, который не так давно выступал и в Минске на конференции. В прошлом офтальмолог, а теперь руководитель научно–внедренческой лаборатории физиолого–здравоохранительных проблем образования администрации Московской области стал искать причину патологий зрения. Оказалось, виной всему неверный режим занятий. Если ребенок проведет, сгорбившись за партой, целый урок, ему понадобятся не только очки, это еще и искривлением осанки грозит.


Умственные перегрузки, напряжение центральной нервной системы, увеличение риска болезней сердца и сосудов, неврозов... Медицинской карты не хватит для такого перечня. А вот по методике Базарного дети пишут, меняясь друг с другом: то сидя за партами, то стоя за мини–трибунами — конторками. На потолке в классах нарисованы разноцветные круги и черная восьмерка со стрелками — таблицы для разгрузки зрения. Вместо учебников и конспектов используют экологическое панно — картины на всю стену, на которых происходит воображаемое действие. На полу — массажные коврики с нашитыми пуговицами. По ним можно ходить босиком прямо на уроке!


— Некоторые ноу–хау внедрены и у нас, — уверяет заведующая отделением гигиены детей и подростков Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Валентина Жихарь. — В классах по санитарным правилам теперь должно быть несколько настенных досок. Работать за ними, а не за партой рекомендуется как можно чаще — это хороший способ снять статическое и зрительное напряжение. Пользуются в наших школах и конторками. Повсеместно через каждые 20 — 30 минут занятия прерывает звонок: пора делать зрительную гимнастику. Кроме привычных картонных таблиц с кругами и восьмерками, появились и специальные тренажеры. А в 4–й минской СШ упражнения демонстрируются на экранах телевизоров в классах.


...Ограничиваться нововведениями врачи–гигиенисты не собираются. Будет создана система социально–гигиенического мониторинга под названием «Здоровье и физическое развитие детей города Минска». Еще до возникновения симптомов болезни специалисты выявят сбои в организме подростков. Уже на каждого школьника составлены электронные паспорта здоровья. Более 140 тысяч юных минчан в течение двух лет проходили самый тщательный медосмотр. У них определяли группу здоровья, восприимчивость к болезням и повышенным нагрузкам. Поинтересоваться результатами могут и родители. Параллельно проводились исследование факторов внутришкольной среды и анонимное анкетирование: как питается ребенок, где живет, какой у него распорядок дня, есть ли в семье тяга к алкоголю. Вопросы, которые все еще некоторым кажутся незначительными, на самом деле определяют наше самочувствие на долгие годы вперед.


Кстати


У 10 процентов мальчишек и девчонок врачи во время недавних исследований обнаружили избыточный вес. Поэтому решили в школьных столовых вместо жарки на традиционных сковородках готовить диетические блюда в пароконвекторных печах. От посуды из вредного алюминия отказались в пользу нержавеющей стали. А родители вместо карманных денег будут выдавать чадам электронные карточки, с помощью которых дети смогут расплатиться только в школьных буфете и столовой, в которых не продаются чипсы, газировка, шоколадные батончики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter