Детские YouTubе-каналы – игрушка для амбициозных родителей?

Маленькие, да удаленькие

«Кирпичики» у доблестных строителей бизнеса разные бывают: сверхидея, уникальная стратегия, головокружительные инвестиции, дети. Контент YouTube подтверждает, что для детского ресурса не обязательно искать и подставлять прилагательные «талантливые, гениальные, артистичные». Философия некоторых продвинутых родителей кажется именно такой, по-хозяйски практичной. Встает на ноги такое предпринимательство синхронно с главными действующими  лицами детских YouTube-каналов. Но вот всегда ли такая форма дохода безопасна для растущего творческого организма?
pixabay.com

Это не игрушка

Майкл Джексон бережно подбирал маски: эта для дочки Перис, эта будет сыну Принсу. Так журналисты остались без снимков детских личиков поп-звезды, а отец ходил спокойный и безмятежный, ведь такая «тканевая» защита позволила им жить собственной жизнью. Без ложных почестей, громких фанатских преследований и карьер на «Диснее». А еще семье на карманные расходы Майкл зарабатывал сам, записывая легендарное и талантливое, а дети только и делали, что готовили ответ на вопрос, чем они хотят заниматься. Такое очевидное распределение задач родителя и ребенка на видеохостингах незаметно подменили, забрали у малышей вопросы про самоопределение и установили рабочий график. От глаз зрителей взрослые не защищают, а произносят внушительные слоганы: «Тем самым мы создаем личные бренды своим детям — открываем YouTube-каналы».

«Семейка Z», «Лера и Марк», «Элинка ТВ» — белорусские детские каналы, где поселились самые успешные семейные коллективы, обзавелись домашними офисами и рекламой. Это не история про то, как маленькая Лера подходит на кухне к маме, моющей посуду, дергает за синий в рюшечках фартук и с трудом, не выговаривая пару звонких согласных, доносит уникальную схему видеобизнеса. Решение о создании канала выносит пара прагматичных и знающих — мама и папа. Например, в одном интервью родители канала «Семейка Z» объясняют свою мотивацию тем, что потеряли собственное дело, остались с большими долгами и вынуждены были превратить свой дом в съемочную площадку. Наградили и маленьких жильцов должностями. Таким же свой старт из провального непубличного прошлого описывает в инстаграм и мама-блогер тех самых Леры и Марка: «Каждый день мой муж возвращался домой с работы уставшим, тогда у него был довольно прибыльный бизнес, который поглощал его полностью. Нехватка времени на семью, постоянные переговоры и встречи отнимали у него все свободное время. Я только и мечтала вырваться с семьей хоть куда-нибудь и побыть вместе, однако понимала, что это невозможно. Но муж решил кардинально изменить нашу жизнь, а именно открыть канал в YouTube, да еще и зарабатывать на нем».

Фирменные наименования у таких бизнес-каналов придумываются без особых изысков — по именам детей, а идеи для роликов появляются из-за насмотренности другого трендового контента, только небольшие разности в воплощении имеются. Сценарии продуманные, реплики выученные, картинка яркая, а анимация потешная — с такой характеристикой семьи набирают просмотры и могут позволить себе раскидывать рекламодателей на свободные окошки на два месяца вперед. Время цифр: потенциальный доход в месяц канала, например, с 1,13 млн подписчиков, по версии аналитического сервиса Socialblade, — 2,2—35,3 тысячи долларов, канала с 1,65 млн подписчиков — до 12,1 тысячи долларов, канала с 85,1 тысячи подписчиков — до 3,1 тысячи долларов.

Надежное детское подспорье в бизнес-плане на будущее уже дало сбой, а причина замудренная: в 2018 году единичные пользователи и группы потребителей подали многочисленные жалобы на Google (которому принадлежит видеохостинг). В них утверждали, что YouTube нарушает американский закон о защите конфиденциальности детей в интернете. Он прямо запрещает отслеживать действия пользователей младше 13 лет и как-либо подталкивать их к потреблению того или иного контента. По словам сертифицированного специалиста YouTube Дениса Коновалова, суммарная прибыль за год для платформы от детского контента составляла 750 млн долларов, однако радоваться и дальше таким поступлениям в копилочку американские законодатели не дают. Поэтому у детского контента затянувшийся переезд на новую платформу YouTube Kids (с 1 января 2020 года), где действует запрет на сбор личных данных маленьких зрителей. В новой обстановке много монетизированных недостатков, а именно нет возможности персонализированной рекламы и размещения ссылок на внешние сайты, что останавливает рекламодателей раздавать свои видеоролики для каналов.
pixabay.com

У каждого человека есть много социальных ролей (мама, дочь, коллега, работодатель). И если эти семейнФые роли пересекаются еще и в деловых контактах, то начинается несвобода:  для самовыражения, осознавания своих ощущений, эмоций, потребностей, желаний. И, вырастая, такие дети не могут и шага ступить без своих родителей. И главное — долго думают, что хотят жить так, как им сказали прагматичные взрослые. Ведь много выгод от такого общения: деньги, слава, внимание

Несамодельные личности

Психолог Светлана Гулинская говорит, что самый распространенный вид мотивации у родителей, воплощающих на каналах свои идеи с помощью детей, — это реализация своей давней неосуществившейся мечты через маленьких посредников. Когда «я давно хотел», а «ты сможешь, мы подсобим». Часто этот процесс идет без оглядки на индивидуальные наборы способностей, талантов и личностных качеств малышей. То есть в такой семье иногда возможно родиться интровертом, а вот остаться им — вряд ли. В некоторых раскрученных семейных коллективах насчитывается несколько детей, и все без исключения либо работают в одной команде на основном канале, либо каждому оборудуют собственное «рабочее место».

Прогуливаясь по балийским метрам в одном из видео на YouTube, папочка и бизнес-директор одного известного канала (4,77 млн подписчиков) рассказывает о главном плюсе такого предпринимательства — безграничное время со своими детьми. А наш психолог опровергает: это преимущество с проблемой. У каждого человека есть много социальных ролей (мама, дочь, коллега, работодатель). И если эти семейные роли пересекаются еще и в деловых контактах, то начинается несвобода: для самовыражения, осознавания своих ощущений, эмоций, потребностей, желаний. И, вырастая, такие дети не могут и шага ступить без своих родителей. И главное — долго думают, что хотят жить так, как им сказали прагматичные взрослые. Ведь много выгод от такого общения: деньги, слава, внимание.

«Подписывайтесь, ребята, на мой канал!» — так задорно заканчивает видео популярная красавица, а мама бдит и подсказывает за кадром: «А на YouTube не надо?» Вот так, с толком, с чувством и по сценарию существуют девочки и мальчики в кадре. За них просчитаны и прописаны эмоции, выбирайте и подставляйте под тематику ролика любую, все исполнят: удивление, испуг, злобу, радость. Как в забавных Sims, только из разряда повеселить и развлечь себя это превратилось в настоящую профессию, за которую ты получаешь деньги, соблюдаешь график и не опаздываешь. За опоздания по-родственному не штрафуют только. Так и получается, что в штате таких каналов есть сценаристы либо сверхталантливые драматурги-родители, которые в результате своими шедеврами подменяют истинные проявления личности. Как говорит психолог, прописанные эмоции дают ложные знания о том, что происходит с маленьким человеком в эмоциональном плане. И соответственно не дают знаний о том, что он хочет и что может себе позволить.

Стойко игнорировала слово «используют» в материале и в конце такого вывода постараюсь избежать. Потому что бизнес-модели вроде и разобрали, и корыстные моменты увидели, но в любви между родителями и детьми не сомневаемся. Светлана Анатольевна подсказала, как закончить: «Своих детей надо слышать, слушать и не ломать».

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter