Магическое зеркало хаоса

Спектаклем театра кукол из Белостока с символичным названием «Фасад» в понедельник на сцене горьковской Мельпомены в Минске открылся VI Белорусский международный фэст «кукольников»...

Спектаклем театра кукол из Белостока с символичным названием «Фасад» в понедельник на сцене горьковской Мельпомены в Минске открылся VI Белорусский международный фэст «кукольников». Лучшего начала и придумать было нельзя, парадный фасад фестиваля выглядел торжественно и убедительно. Добавил фестивальный привкус всему происходящему и переполненный зал, с публикой, готовой внимать каждому жесту поляков. Среди зрителей, кроме обычных поклонников жанра, были замечены известные актеры: Александр Казелло, Валентина Гарцуева, Роман Подоляко, Юлия Кадушкевич, режиссер и педагог Зинаида Пасютина, критик Людмила Громыко.


В 2007 году «Фасад» с успехом дважды был представлен на сцене московского Театра им. Сергея Образцова. По мысли режиссера Эдуардо де Пайва Суаза у всего в этой жизни есть оборотная сторона медали. Сюжетно режиссер уложил свой посыл в пределы одного, судя по всему, провинциального пансиона, старушка хозяйка которого страдает от какого–то хронического заболевания — то ли от астмы, то ли от аллергии. Однако это не мешает ей время от времени душить своих служанок, коим она по своему самодурству дает одно и то же имя — Ивонна. Среди других обитателей пансиона: сумасшедшая балерина, давно потерявшая сценическую форму; скандальные супруги с маленьким ребенком на руках и чемоданом домашнего скарба (о профессии главы семейства можно только догадываться: гангстер, убегающий от полиции? киллер, идущий по следу жертвы?); романтик клошар, обитающий под окнами дома и регулярно прикладывающийся к бутылке. Есть здесь и свои поющие призраки, и таинственные существа в черном, возникающие из пустоты и так же легко в ней исчезающие. Имеется и «надежды маленький оркестрик»: аккордеон, скрипка, гитара и музыканты, лихо лавирующие своей теплой компанией между меняющимися декорациями. Так что все драмы и выяснения отношений «Фасада» происходят под музыку, среди которой можно различить вариации на тему танго «Утомленное солнце», тонкие кружева Шопена и Монюшко в интерпретации атмосферы уличного шансона.


Городской быт, воспроизводимый де Пайва Суаза, в спектакле временами похож на ироничную драму финского режиссера Аки Кариусмяки «Жизнь богемы», временами на инфернального «Жильца» Романа Полански. Но в любом случае здесь больше сатирического взгляда на современное общество и иронии по отношению к нему, чем веры в некое иррациональное начало. В то, в которое верил, скажем, исследователь массовой психологии Элиас Канетти, уверявший, что определенные качества человеческой природы скрыты, пока мы в одиночестве, но заявляют о себе, когда мы собираемся вместе. Толпа, «масса» — есть социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, считал Канетти. Однако, когда герои «Фасада» собираются вместе, ничего, кроме крика, не выходит. Если это и животное, то явно не представляющее опасности. По мнению режиссера, современное общество — это не что иное, как размагниченный компас, и стрелки его уже давно не указывают верного направления.


Главная прелесть и находка спектакля в том, что куклы и актеры в «Фасаде» взаимодействуют на равных: они танцуют в пронзительных танцевальных дуэтах, ссорятся, изображают легкую влюбленность, терроризируют друг друга и говорят комплименты. В какой–то момент кажется — в общем–то за это ощущение мы и любим настоящий театр, — что куклы по некоему демоническому и необъяснимому сговору действуют сами по себе. Более того: еще чуть–чуть — и они подавят драматических актеров, а вслед за ним и человеческое начало в спектакле. Но нет, контроля над ситуацией де Пайва Суаза не теряет: то пьяница клошар рыкнет на зарвавшуюся куклу так, что она, беспомощная, повиснет на лестничных перилах, то оркестр вдруг заиграет что–нибудь жизнеутверждающее.


Как в любом талантливом спектакле, в «Фасаде» есть свои шероховатости и неточности, например чересчур сентиментальным мне показался финал с красным шарфом — сцена объяснения в любви старухи хозяйки и враз протрезвевшего от такого поворота судьбы клошара. Да и отсутствие перевода с польского языка хоть в каком бы то ни было виде наверняка лишило зрителей понимания пары–тройки удачных шуток. Тем не менее на фоне этого представления, соединившего кукольный театр, драматическую игру, музыку и хореографию, будет интересно увидеть и другие работы, в том числе спектакли национальных коллективов. Найдутся ли там подобное оригинальное движение мысли, игра со смыслом и содержанием или все застынет в привычной статике и нежелании роста?..


Кстати


Сегодня в программе VI Белорусского международного фестиваля театров кукол сразу 4 спектакля: Минский областной театр кукол «Батлейка» покажет сказку «Конек–Горбунок», театр одного актера «Знiч» — «Про кота Софрона и петуха Андрона», Чемодан–дуэт «Квам» из «Петербурга» — представление «Игра в четыре руки» и Кемеровский театр кукол — своего двухчасового «Евгения Онегина».

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter