В Могилеве завершился XIII Международный молодежный театральный форум «М.@rt.контакт-2018»

М.@rt.контакт. Эпизоды

XIII Международный молодежный театральный форум порадовал разнообразной программой и сильными спектаклями

Спектакль Могилевского драматического театра “Июль” главного режиссера Саулюса Варнаса по пьесе Ивана Вырыпаева был показан вне конкурса. С него и начался форум. Даже сам драматург называл это произведение “опасной пьесой”. Тем не менее “Июль”, написанный от лица психически неуравновешенного человека, убийцы и даже каннибала, привлекает современных режиссеров. Как привлекает, например, проза Юрия Мамлеева.

Событием форума в этом году по версии профессионального жюри назван спектакль “Медея. Эпизоды” (“Театро Ди Капуа”, Санкт-Петербург).
Фото Могилевского облисполкома

В могилевском “Июле” мы найдем интересную актерскую работу молодой актрисы Юлии Ладик, которая, в общем-то, и смиряет с беспросветным текстом Вырыпаева, изобилующим ненормативной лексикой. Для молодой актрисы это своеобразный творческий подвиг. “Июль” — моноспектакль, но вместе с Юлией Ладик тут присутствует демонический Александр Артемьев — он за ударной установкой и в черных очках.

Кроме “Июля”, могилевский театр показал спектакль “Женщина моря” по Генрику Ибсену. Поэтический театр Саулюса Варнаса, неспешный, медитативный, тоже находит сегодня своих благодарных поклонников. Спектакль может быть интересен даже с той точки зрения, что сегодня Ибсен — чрезвычайно редкий автор на белорусской сцене.

Театральный ситком “Пустота” Тверского театра юного зрителя на “М.@rt.контакте-2018” открыл основную программу форума. Это пьеса драматурга Максима Черныша в постановке Талгата Баталова. 5 номинаций на прошлогоднюю “Золотую маску” и со всеми пятью — пролет. Много узнаваемых реалий, юмора, хотя тема “офисного рабства”, как мне кажется, в драматургии уже отработана.

Гости из Санкт-Петербурга показали “игру в людей” — “Андрей Платонов. Корова”. Это три рассказа Андрея Платонова “Старик и старуха”, “Река Потудань” и “Корова” в постановке студентов-режиссеров мастерской Геннадия Тростянецкого в РГИСИ (Санкт-Петербург). Геннадий Рафаилович — тайфун, пронесшийся над Могилевом. Два дня он проводил мастер-классы и разборы этюдов. Кое-кому из могилевчан даже посчастливилось принять участие в питерских спектаклях и сыграть... паровоз. Тростянецкий — лауреат Государственной премии России (за спектакль “У войны не женское лицо” по книге Светланы Алексиевич в Омском театре драмы в 1985 году), постановщик “золотософитного” “Времени женщин” в БДТ по роману Елены Чижовой и “золотомасочной” мистерии “Белый. Петербург” в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии с музыкой Геннадия Фиртича (“Золотой теленок”, “Приключения капитана Врунгеля”, “Доктор Айболит”), ушедшего в 2016 году. В спектакле “Белый. Петербург” блистает, кстати, и наш Александр Круковский, артист Белорусского государственного академического музыкального театра. Он давно и успешно работает на два города.

Пластический спектакль “Близость” Даугавпилсского театра победил в зрительском голосовании.
Фото БЕЛТА

— На современном театре губительно сказывается приблизительность, — считает Геннадий Тростянецкий. — Многие театры по своему уровню превратились в “клубы хороших людей”. Играют всегда один и тот же спектакль — “На дне” Горького, даже если на афише написано “Колобок”. Актеры выходят на сцену с многозначительным видом и такой тяжкой, безысходной думой на челе... Мне хотелось бы пробудить в молодых артистах азарт и тягу к подлинному игровому театру, который проповедовал мой учитель, великий Георгий Александрович Товстоногов.

После фестивалей “Сезон Станиславского” в Москве и “Балтийский дом” в Санкт-Петербурге “Мастер голода” Эймунтаса Някрошюса по рассказу Франца Кафки приехал в Могилев. Как и в недавней премьере “Гамлет” Юрия Бутусова в театре имени Ленсовета, главную мужскую роль играет женщина — в этом случае актриса Виктория Куодите. В одной из сцен она вдохновенно валяется на дипломах някрошюсовского театра Meno Fortas, небрежно стряхивает пепел от сигареты в золотые кубки. Тем самым показывая отношение режиссера к славе, победам и участию в фестивалях... Някрошюс, конечно, поставил спектакль о себе. Может быть, “Мастеру голода” немного не хватает энергии, сценической изобретательности.

Знаменитый московский “Театр около дома Станиславского” показал фантазию “Магадан” в жанре “кабаре”, удостоенный в прошлом году “Золотой маски” как “Лучший спектакль в драме, малая форма”. Режиссер Юрий Погребничко и его актеры воссоздают мир ностальгический и сентиментальный. Здесь всему находится место — и блатным северным песням, и композиции “Девушка с веслом” Бориса Гребенщикова, и цитатам из Татьяны Черниговской. “Магадан” — это спазм в горле. Слезы и счастье от прикосновения к чему-то подлинному.

27 марта в Могилеве завершился XIII Международный молодежный театральный форум “М.@rt.контакт-2018”. За неделю зрители и критики увидели 22 спектакля — постановки 21 театра из 8 стран: Беларуси, России, Украины, Польши, Казахстана, Литвы, Латвии и Словакии. Особенно приятно, что белорусские постановщики и авторы совсем не потерялись на общем международном фоне. Они активно включены и в постсоветский, и в европейский современный контекст.

pepel@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter