Обзор книг Катерины Захаревич «Час вогненнага птушкалова» и Андрея Иванова «Система современной социальной мифологии»

Люди и куклы

Кацярына Захарэвіч. Час Вогненнага Птушкалова.

Мінск, Кнігазбор, 2018.

Гэтая дэбютная кніжка працягвае запаўняць нішу беларускага падлеткавага фэнтэзі, прадстаўленую лічанымі творамі. У сюжэце змяшаліся казка і сацыяльная сатыра, не заўсёды, праўда, утвараючы аднародны сытны кактэйль. Задума відавочна пераважвае магчымасці, але малады аўтар павінен мець смеласць замахвацца на глабальнае. Як зладжанае грамадства, як утвараюцца міфы, адкуль сацыяльная несправядлівасць і ці магчыма яе пазбегнуць? Каб гэта зразумець, эксперыменты над штучна створаным соцыумам апісвалі многія, ад Голдынга да Бернара Вебера і Эрленда Лу. Вядома, у пачынаючай пісьменніцы — толькі спробы такой аналітыкі. Школьніцы Лесі мама купляе доўгачаканы набор з 120 лялек. 121-ю ляльку Леся знаходзіць сама — гэта старая брудная Барбі, але вочы ў яе такія ясныя, праніклівыя... Яна і становіцца галоўнай гераіняй у лялечным свеце, дзе разгортваюцца трагічныя і нават эпічныя падзеі. Там шэрыя людзі палююць на Адметных — тых самых 120, што маюць яркія вочы і валасы і станістыя фігуры. Там ёсць свае лжэпрарокі і героі, узнікаюць і рушацца рэлігіі, там спроба стварыць Утопію — горад для Адметных, якія, аднак, самі здольны адзін аднаго нішчыць. Урыўкі з жыцця лялечнага каралеўства перамяжаюцца сцэнамі з жыцця Лесі — апошніх, дарэчы, бракуе. Чытач здагадваецца, што падарожжа Басі ў чоўне — гэта купанне бруднай лялькі ў тазіку, Вогненны Птушкалоў — руды кот Персік, а Леся — гэта ж і ёсць той самы Лёс, бог-дзіця, які гуляецца з лялькамі, не задумваючыся, ці ім балюча...

Андрей Иванов. Система современной социальной мифологии.

Санкт-Петербург, Алетейя, 2019.

Не могла пройти мимо этой книги российского философа на книжной ярмарке: тема уж больно интересует. Современная мифология, социальная мифология.... Мы не задумываемся, что, как и предки, живем в среде, где постоянно возникают новые мифы, вытесняя старые, и все они воздействуют на нас, тем более с помощью интернета. Наша реальность, увы, во многом — плод такого воздействия. Андрей Иванов напоминает один из принципов фотографии, сформулированный Роланом Бартом: «Изначально фотография призвана запечатлевать нечто значительное, но в результате инверсии она объявляет значительным то, что запечатлевает». Ученые находят в сформированном Карлом Марксом мифе о пролетариате один из самых известных эсхатологических мифов средиземноморско-азиатского мира о справедливом герое-искупителе. Миф о бесклассовом обществе — это, конечно, переделанный миф о золотом веке. Люди рассказывают друг другу истории о происхождении социума и конечности его существования, о справедливости и прогрессе, жертве и враге… Вспомним, как наши предки почитали миф о происхождении шляхты от племени сарматов — и жили по сарматскому кодексу. Миф об историческом враге — это вообще мощное орудие. В литературе, например, сегодня многие мифологизируют города — от Петра Вайля, Орхана Памука до Питера Акройда. Миф зачастую и правда важнее, чем факт, не зря Алексей Лосев говорил: «Когда «наука» разрушает «миф», то это значит только то, что одна мифология борется с другой мифологией». В общем, книга, конечно, не для легкого чтения — это сугубо научная монография, изобилующая специальными терминами. Но книги, позволяющие взглянуть со стороны на бытие, полезны всегда.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter