Люди и куклы

Телеведущая СТВ и модель Ирина Хануник–Ромбальская продемонстрировала свое новое амплуа...

Телеведущая СТВ и модель Ирина Хануник–Ромбальская продемонстрировала свое новое амплуа — скульптора. До 13 февраля в галерее «Университет культуры» (во Дворце Республики) вы можете увидеть ее работы на выставке «Moneyкенщицы. Iznankа». А я заглянул в творческую лабораторию художницы, где Ирина вот уже год создает своих героинь.


Все началось, наверное, с того, что в детстве Ирина в куклы не наигралась. А однажды коллега по СТВ Галина Дмитрук слепила — из пластика — с Ирины куклу. Увидев себя запечатленной не на фотографии, как обычно, Хануник–Ромбальская захотела сама ваять. К тому же предпосылки к этому были — Ира известна своими живописными работами:


— Но в рисовании нет объемности, а когда лепишь куклу, то работаешь сразу в нескольких жанрах. Даже как дизайнер и портной — я своим девочкам одежки шью сама!


Все героини Ирины — модели с непростой судьбой. У каждой куклы есть свой прототип. Нередко — это сама автор, игравшая разные роли в жизни.


* * *


На моих глазах Ира достала из ящичка раритетную двухдолларовую купюру, и я даже не успел воскликнуть «стоп!», а она взяла ножницы и начала обрезать портрет Томаса Джефферсона. Затем вклеила его в рамочку и повесила в клетке, где уже сидела одна из кукол, условно названная Мученицей.


— Это что, икона будет такая — чтобы лялька молилась на олицетворение доллара, или американский президент с банкнота — более сложный образ? — пытался я угадать, что задумала Ирина, так как уже видел в метро рекламу, на которой Хануник–Ромбальская запечатлена в объятиях господина с лицом Бенджамина Франклина со 100–долларовой бумажки.


— Почти угадали. Эта кукла сидит в «серебряной клетке» и олицетворяет девушку, для которой главный идол в жизни — мужчина вот с такой купюры. И ради него она готова на любые жертвы.


Да, тяжела жизнь красавицы! А порой смешна. В произведениях Ирины много тонкого юмора, сарказма, иронии, насмешки. Она прекрасно знает и гламурный мир, и тех, кто живет в нем так, будто другой реальности вокруг не существует.


Модель Кристина Кучинская, которая часто рекламирует ювелирные салоны, Ирине подсказала идею для создания еще одной куклы — девушки, шагающей с поводками, на которых рядом бегут не собачки, а разные украшения.


Иногда Хануник–Ромбальская переживает, правильно ли поймет публика ее идеи:


— Сейчас доделываю куклу, которую хотела бы назвать «Высшая раса», но не уверена, что такое название сочтут политкорректным. Хотя суть такова. Это будет девушка, стоящая у линейки с отметкой 170 сантиметров. Напомню, что модели должны быть ростом около 180. Моя кукла будет высокой и сгорбленной. Таким образом, я хочу показать абсурдность выдвигаемых к манекенщицам требований по росту и прочим параметрам. Хотя некоторые девушки, попадающие на подиум, так горды этим, что считают себя чуть ли не высшей расой, забывая о том, что работа у них адская. Моя кукла предстанет в изможденном виде, привязанная к линейке сантиметром, указывающим ее талию. Это аллюзия к «идеальным данным» — 90 — 60 — 90.


* * *


Первая кукла, которую слепила Ирина, в ее коллекции занимает почетное место под титулом «Тяжелый металл»: сидит девушка с разбитой ногой, порванными чулочками и ключом в спине, а к ногам привязана корона. Прообразом стала «Мисс Беларусь» Ольга Хижинкова. А смысл такой:


— Корона тянет красавицу вниз. Ведь когда ты становишься «мисс», то получаешь не только лавры. Обретаешь много обязательств перед обществом. Ты себе перестаешь принадлежать: должна присутствовать на разных мероприятиях, куда–то ездить — и очень часто тебе это не надо, ты туда не хочешь, приходится еще и тратиться, не получая компенсации. Такова правда жизни.


— Какая у вас самая любимая игрушечная леди?


— Я пока леплю куклу, ее люблю. А когда закончу — видеть не могу. Но все–таки есть одна особенная — ее зовут Логоманя по–русски и Logomania по–английски. Казалось бы, простая Маня, а на самом деле — ребенок с маниакальной тягой к логотипам, брэндам. Эта кукла одета так, что на всех вещах видны марки известных фирм: носки Dior, платье Cerutti, а памперсы у малышки — D&G. Я не раз видела, как в ресторан приходили родители со своими чадами в нарядах самых известных дизайнеров. Мне кажется, это ребенку не надо. Зачем ему узкие джинсы, только потому, что они — D&G за 500 долларов? И кому нужна эта показушность в нашем обществе, где полно детишек, которые одеты весьма скромно. Я свою дочь хорошо одеваю. И девочкам, и мальчикам нужно прививать вкус, безусловно. Но культивировать «брэндовую распущенность», когда о человеке судят не по его личным качествам, а по одежке — неправильно.


— То есть вы с этими куклами выступаете со своего рода акцией социального протеста?


— Я — творческий человек. И моя цель — показать изнанку общества. Это не протест, а напоминание о том, что у каждого явления есть обратная сторона. Кто–то представляет жизнь моделей как идеальную, богатую, но она — со своими проблемами, изъянами.


* * *


Любопытно, что куклы Ирины, олицетворяя дорогих красоток, сделаны из самого дешевого материала — пластика. И одеты в то, что попало на глаза их создательнице:


— На днях купила овечьей шерсти — настоящей, она еще страшно воняет. Сейчас нужно отмочить, покрасить — из нее буду делать волосы для одной из фигур. Приобрела жестяные мочалки для мытья посуды — переделаю их в платьице.


Впрочем, есть и дорогие произведения. Для одной куклы Хануник–Ромбальская специально заказывала у знакомого ювелира кандалы на руки и ноги из настоящего серебра. Для другой нашла на антикварном рынке фотоаппарат 1935 года.


За год художница создала 14 героинь из пластика.


Обычное время творчества у Ирины — с 11 вечера до 5 утра. Родители даже перестали ее уговаривать идти спать: ведь ночь — идеальная пора для творческого человека. А днем Хануник–Ромбальская — в кадре: работает лицом на «Столичном телевидении».


На светских раутах ее можно заметить нечасто. Тусовкам она предпочитает творчество. И готова лепить кукол еще и еще:


— Сюжетов в голове столько — хватило бы на все времени и рук!


В одной из пластиковых девушек автор запечатлела саму себя и назвала... Вешалка:


— Это типичная модель, которых еще называют вешалками. Она идеально подходит для демонстрации одежды, но не для жизни.


— Насколько я знаю, вы в жизни многого добились и дочь воспитываете. Не слишком ли самокритично?


На мой вопрос собеседница лишь улыбнулась. Она и к себе относится с иронией. А вот к своим поделкам — прямо–таки по–матерински. Одну из работ хотел купить российский актер Константин Крюков. Но Ирина даже торговаться не стала:


— Если я сейчас начну продавать своих «девушек», они разлетятся по миру, и я останусь ни с чем. А я хочу создать концептуальную коллекцию, с которой можно участвовать в разных проектах.


После Минска пополненная новыми героинями коллекция Хануник–Ромбальской поедет в Нидерланды — там, под Амстердамом, ее увидят посетители музея моды и искусства. Стиль Ирины наверняка придется по вкусу заграничной публике. Ее скульптуры вполне вписываются в тенденции западноевропейского искусства: гипертрофированные лица, фигуры, далекие от канонов реализма. Художница и не скрывает:


— Не люблю классику — идеальных принцесс и балерин. Мне нравится играть с формами, изменять их, изощряться. Мои героини, конечно, далеки от модельных канонов. Они необычны. А на красоток надо любоваться на улице: у нас их миллионы.


Карьеру телеведущей и модели на скульптора Ирина пока менять не собирается. Но не исключает, что когда–нибудь одно из ее творений — уже не в пластике, а в бронзе — появится перед Национальной школой красоты или одним из театров: «Хотелось бы что–то создать. Чтобы потом бронза покрылась зеленой патиной — это так красиво!» Что ж, рано или поздно мечты сбываются.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter