Любимый сказочник

В воскресенье Леонид Нечаев будет отмечать свой 70–летний юбилей...

Сразу — о главном: в воскресенье Леонид Нечаев будет отмечать свой 70–летний юбилей. Думаю, едва ли в нашей стране существует такой человек, у кого не нашлось бы неформальных слов благодарности создателю киносказок о Красной Шапочке, Буратино, Питере Пэне, Звездном мальчике... Как уверяет сам Леонид Алексеевич, все его фильмы рождались от большой любви — каждый раз он работал только с любимыми актерами, операторами, поэтами, композиторами и на съемочную площадку выходил всегда в воздушном состоянии влюбленности. Видимо, оттого и сказки Нечаева остаются вне моды и времени: любовь — категория вечная...


Весь май Музей истории белорусского кино собирается демонстрировать картины нашего любимого сказочника на большом экране. Сайты, посвященные фильмам Нечаева, расцветают творческими признаниями его многочисленных поклонников, живущих далеко за пределами некогда единой «шестой части суши», а телеканалы... Собственно, телеканалы и без повода охотно включали волшебные нечаевские сказки в свои программы, обеспечивая себе гарантированные рейтинги. Ведь диски с этими фильмами и сегодня не залеживаются на прилавках...


Так что вы, полагаю, без труда представите тот детский восторг, который окружал Леонида Алексеевича, когда несколько дней назад он приехал в Минск вместе с новой сказкой, «Дюймовочкой». Зрители постарше выстраивались к нему в очередь за автографами, а те, которые помладше, наперебой одаривали любимыми игрушками и шоколадками... Разговор наш получился эпизодическим: минские поклонники не оставляли Нечаева в одиночестве ни на минуту, после долго прощались с ним на вокзале — но я не в претензии. Не так часто ему удается от души пообщаться со своей белорусской публикой, которая для Леонида Алексеевича по–прежнему такая же родная, как и все те 17 лет, когда он работал на «Беларусьфильме», создав здесь, без сомнения, свои лучшие фильмы — «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Питер Пэн», «Проданный смех», «Рыжий, честный, влюбленный», «Не покидай»... К слову, в некоторых энциклопедиях Нечаева до сих пор именуют «выдающимся белорусским режиссером».


— Как здорово, что ваша киностудия и сегодня снимает фильмы для детей, — восхитился Леонид Алексеевич, едва ступив на белорусский перрон. — «Мосфильм» давно уже не снимает, «Ленфильм» — тоже, а тут... Похоже, удалось–таки мне оставить здесь свои гены. Во всяком случае, хотелось бы так считать...


— Еще бы, когда каждые полтора года «Беларусьфильм» выпускал новый фильм Нечаева...


— Да, были времена... А потом вдруг оказалось, что сказочники больше не нужны. У меня был простой 10 лет! Можете представить, что это такое? Попробуй пекарь или слесарь 10 лет не заниматься своим делом — едва ли он сможет испечь или смастерить что–то путное еще раз. Самое неприятное, что появляются комплексы, накапливается ужасающее чувство ненужности... Представляете, тогда я дошел до того, что однажды в отчаянии позвонил по газетному объявлению в поисках работы. «Нужен смотритель небольшого парка при особняке» — гласило объявление. «Вот и хорошо, — подумалось мне, — буду на свежем воздухе цветочки сажать...» Звоню. «Какой у вас чудесный голос! — обрадовались на другом конце провода. — Наверное, вы нам подойдете. Образование у вас, надеемся, высшее?» «Высшее, — говорю, — ВГИК». «Ой, нет, тогда извините...» Художники им, видите ли, не нужны! И сейчас мы никому не нужны... Нужны покорные исполнители воли продюсера.


— Это вы о том, что в новой сказке продюсеры предложили вам снять эстрадных звезд, но вы закапризничали и отказались от проекта?


— Да, закапризничал! А вы можете представить Тимати в роли Емели? Или девушку из группы «Блестящие» в роли Несмеяны? Вот и я не смог... На днях мне будет 70 лет — вы видели 70–летнего человека, которого смогли перевоспитать продюсеры? Я — не видел. Так и лежит у меня эта сказка... Юлий Ким, который обещал написать тексты к песням, категорически отказывается что–либо делать, пока сценарий не купят. А покупать его никто не собирается...


— Неужели некому помочь? Думаю, найдется немало олигархов, которые без преувеличения выросли на ваших фильмах...


— Тут понимаете, какая штука... Сейчас, когда наши миллиардеры потеряли большинство своих миллиардов, мне просто по–человечески стыдно требовать денег на кино. Хотя сценария, конечно, жалко... Как всегда, у нас там все перевернуто с ног на голову, поэтому и название другое — не «По щучьему велению», а «Мой любимый Емеля». Он же щуку отпустил, помните? А она влюбилась... Ну и, понятное дело, готова исполнить любое его желание. А Емеле это не нужно, ему интереснее самому чего–то достичь! Собственно, эта идея быть самостоятельным и должна стать главной в картине, ведь тогда самые расчудесные чудеса смогут произойти в реальности.


— И кто, на ваш взгляд, мог бы сыграть такого Емелю?


— Я нашел отличного парня! Он не актер — офицер, служит во Владивостоке. Познакомились мы с ним нечаянно, в пригородной электричке... Как мне показалось, в чем–то он даже похож на меня. Кстати, я же когда–то и сам играл Емелю, еще в Доме пионеров впервые ощутил, каким благодарным может быть детский зритель...


— Интересно, а есть у вас любимый фильм среди своих киносказок?


— Вы знаете, у меня пятеро детей — четыре дочки и сын. Ну и что? Как я могу делить их на любимых и нелюбимых, когда они — моя жизнь? И с фильмами так же... Они у меня, как дети, — есть старшие, а есть совсем маленькие, как моя двухлетняя дочурка. Хотя стоит только представить, что 35 лет назад мы сделали «Буратино»... Полжизни назад, эпоха! Сколько правителей ушло, сколько партий сменилось — а Буратино все тот же... Знаете, что обо мне говорят коллеги? «Нечаев — хитрый, зараза, нашел себе такую нишу, где (понижая голос до шепота. — Авт.) он будет вечен!»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter