Творческая встреча со Львом Новоженовым

Львы для ягнят

О творческой встрече со Львом Новоженовым
На творческую встречу с российским журналистом, телеведущим и теперь уже писателем Львом Новоженовым, организованную в Доме Москвы популярным минским журналом «Сапиенс», шел со смешанным чувством. При сегодняшнем обилии средств коммуникации неужели еще существует такой формат, как «творческая встреча»? Оказывается, существует и неплохо себя чувствует. Тем более была запланирована презентация новой книги Новоженова «Сугубо личное, или Искусство жить неправильно». До этого автор уже встречался с читателями в Витебске. «Ого, народу пришло даже больше, чем я ожидал, — поприветствовал он минчан. — И это несмотря на то, что сегодня у нас суббота». В действительности в небольшой киноконцертный зал Дома Москвы собралось от силы десятка два людей. Пришли те, кому интересно.


Ко Льву Юрьевичу, как и ко многим его коллегам из 90–х, испытываю сдержанную симпатию. «Ты помнишь, как все начиналось. Все было впервые и вновь...» Нравилась неторопливая, почти сонная манера разговаривать с любым собеседником, убаюкивать его комплиментами. Не загонять в угол, а, наоборот, давать зеленый свет любой, даже самой парадоксальной мысли. «Времечко», «Старый телевизор» — сколько достойных и хороших проектов погребено теперь под обломками. Ход времен нельзя остановить. И сколько коллег Новоженова остались за бортом — не у всех есть писательский талант.


В какой–то неуловимый момент в России телевизор, который, как известно, больше, чем телевизор, — друг человека, в члена семьи превратился, — как его теперь любя называют — «зомбоящик». Дуализм мышления, сомнение как движущая сила публицистики сменились безапелляционностью оценок. Прежние тропы превратились в один сплошной автобан, где можно только разогнаться до 250 афоризмов в час и никак не меньше, иначе конкуренты «поцелуют» сзади. Место прежних львов в российском телеэфире заняли ягнята, которые могут тянуть свою скорбную песнь только в общем безопасном хоре. Был такой фильм «Львы для ягнят» Роберта Редфорда. Не все я там понял, уж очень мудреный сюжет, но общая мысль верна: калибр мыслителей мельчает... А на смену львам неизбежно приходят ягнята.


Теперь, если московский айтишник проговорился в компании, что смотрел телевизор, ему надо обязательно уточнить, что просто ходил на ужин к любимой бабушке и телевизор работал там фоном.


Лев Новоженов ситуацию не драматизирует, психологического реванша не требует, ни с кем счеты не сводит. Он потрясает кольцом, на котором написано: «Все проходит. И это тоже пройдет», и в книге своей вспоминает забавные моменты биографии. О том, как свой лучший Новый год встретил в урологическом отделении НИИ курортологии, где проходил курс лечения простатита, выпуская стенгазету с бесхитростным названием «За здоровую простату». О журналистских буднях: «Я работал в «МК» «с 1980 по 1993 год. Меньше, чем нам... никому не платили». О встречах с коллегами: «Смотрю на вас: с лица вы не очень, каша во рту. Не разберешь, что вы там говорите. И при всем при том — на телевидении». «А вот вы с лица очень даже симпатичный. И дикция у вас преотличная, вам бы программу «Время» вести». Щедро раздает афоризмы: «Невежество всегда было моей сильной чертой». «Кичиться тем, что родился в Москве, — как гордиться тем, что родился во вторник». «Газета что? Газета выйдет. Вот мы не выйдем — кто тогда?» Расстается с мифами и иллюзиями своего поколения: «Бедный Володька! Не надо было постоянно запивать лекарства водярой». И, соприкасаясь уже в вагоне метро с этими волшебными строками, как–то снова в промозглый сентябрьский день захотелось жить, чувствовать, любить, свершать открытия. Тем более что книгу украшала дарственная надпись.


«Подпишите, как–нибудь цинично», — попросил я, подойдя к автору. Новоженов на секунду задумался: «Цинично?» «Да». — «Хм, но это будет очень цинично». — «Ничего». Размашистым «Паркером» московский гость начертал: «...Только с возрастом понимаешь истинное значение выражения «старый...». (Полностью не цитирую — и вправду цинично получилось.)


В Минске, кстати, Новоженову понравилось. Вот что он написал после встречи на своей странице в соцсети: «Минск очень хорош. Ты думаешь, что он такой, а он совершенно другой. Ольга отвела меня в ресторан, где я съел три драника со шкварками, совершенно изумительных. Высокие дома, широкие улицы. Везде казино, машины. Смотришь, идет женщина по тротуару: на каблуках, качает бедрами. Ну прямо совсем как в Америке и ничем не хуже. И думаешь: это и есть интеграция в Евросоюз. И в разные другие вещи».


Так что, друзья, продолжаем жарить драники и качать бедрами. И в том и другом, полагаю, нет ничего дурного.


pepel@sb.by


Советская Белоруссия №184 (24565). Пятница, 26 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter