Генеральный директор СТВ Юрий Козиятко о 15-летнем юбилее телеканала

Лучше раньше, чем позже

Сейчас соцсети можно не открывать, телевизор не включать и утюг — тоже. Везде передают одно и то же: СТВ празднует 15–летие. Телеканал отмечает юбилей широко и со смаком. Выпустили к новому году с роскошными фото ведущих календарь, который может соперничать со знаменитым Pirelli. По мотивам этого календаря изготовили 15 роликов, которые уже появились в эфире, и зрители их отметили, такие шедевры нельзя не заметить.

Торжествует канал, и имеет право. Что такое СТВ было еще 10 лет назад? Провинциальный канал с любительскими программами ужасного качества, который вещал на ложках. За последние годы команде удалось развернуться, экран просветлел, в нем проступила современная жизнь. Сегодня СТВ — это полноценная медийная структура национального уровня. О причинах стремительных метаморфоз и цифровом прогрессе мы поговорили с генеральным директором телеканала Юрием КОЗИЯТКО.


— Юрий Васильевич, как вам удалось изжить провинциальный налет и сделать из СТВ вполне приличное ТВ?

— В силу бренда многие до сих пор думают, что СТВ — исключительно столичное телевидение, хотя мы вещаем на всю страну. Да, у нас хорошие отношения со столицей, мы делаем для города программы «Столичные подробности», «Минск и минчане», «Большой город», но тем не менее мы — общенациональный телеканал, который покрывает 99,9 процента территории Беларуси, у нас есть корпункты во всех областных центрах. Мы снимаем программы о стране и пропагандируем Беларусь за рубежом. Из ярких эпизодов прошедшего года вспоминаю, как во время инаугурации телеканал СТВ снимал один из важнейших эпизодов церемонии: принесении присяги на площади флага. И мне приятно, что такие важнейшие съемки доверили нашему телеканалу.

— Какого золотого правила вы придерживаетесь на своем посту, чтобы канал был успешным?

— Я сам журналист, вырос в новостной среде. Никогда не пропускаю хорошие сюжеты своих сотрудников, отмечаю их премиями. Но если вижу, что мы опоздали — пропустили новость или выдали ее позже, чем каналы–конкуренты, — приходится пожурить. Есть такая поговорка: лучше поздно, чем никогда. Я руководствуюсь другим принципом: лучше раньше, чем позже.


— Чем будете удивлять в новом, юбилейном, году?

— В финансовом отношении наш юбилей выпал на непростое время. Президент недавно на совещании сказал, что 2016–й, наверное, будет самым трудным экономическим годом в истории Беларуси. Тем не менее мы и дальше будем стараться радовать наших зрителей новыми проектами. Планируем провести очередной сезон «Поющих городов» — это общенациональное шоу, которое за несколько сезонов собрало сотни талантов. В прошлом сезоне, например, когда в проекте победила представительница Витебска Анастасия Лейкина, бывший в ту пору губернатором Александр Косинец на этой волне всенародной эйфории дал распоряжение украсить бигборды города фотографиями Анастасии. Это говорит о том, что в регионах «Поющие города» смотрят и любят и победителей проекта считают местными героями. Мы все хорошо знаем звезд мировой эстрады. Но когда благодаря нашему шоу открываем новые имена артистов, которые поют не хуже, а может быть, и лучше многих современных звезд, — это всегда удивляет и радует.

— Позвольте, но в 2015 году рекламный рынок упал практически вдвое. Неужели потеря таких денег никак на вас не отразилась?

— Есть помощь государства, которое оплачивает нам распространение сигнала и выдает преференции, возвращая часть налогов. За эти деньги мы можем покупать технику, создавать новые телепрограммы. Но потерю львиной доли рекламных денег мы не могли не прочувствовать, поэтому часть развлекательных проектов оставили на потом. И поскольку 2015–й был годом выборов, сосредоточились на информационных и аналитических программах.


— А когда это «потом» наступит?

— Есть прогнозы, что в 2017 году рекламный рынок вновь начнет расти. Но и мы не останавливаемся. Одна из стержневых программ «Звездный ринг» остается в эфире, также «Большой завтрак с Ириной Ромбальской» и «Утро хорошего настроения».

— Одним из громких событий на СТВ в прошлом году было возвращение в эфир Егора Хрусталева. Не пожалели, что пригласили его?

— Если у меня спросить, чем канал может гордиться, какими достижениями за последние 15 лет, я отвечу: людьми. Это великолепные журналисты и ведущие, которых мы вырастили. Сегодня вы их можете видеть не только на СТВ. С гордостью могу сказать, что сегодня ударную силу президентского пула на телеканале «Беларусь 1» составляют журналисты СТВ, которых мы вырастили со студенческой скамьи. И, наоборот, одна из наших ведущих новостей Юлия Курьян раньше работала на БТ, но там в ней не увидели телеведущую. А у нас она раскрылась. Также и Егор Хрусталев — работал и на БТ, и на ОНТ, теперь — на СТВ. Это нормальный процесс. Хороший ведущий, как хороший коньяк, с годами становится только лучше. Хрусталев 15–летней выдержки определенно лучше, чем Хрусталев 10– или 5–летней выдержки. Егор ведет на «РТР–Беларусь» ток–шоу «Что происходит» и на телеканале СТВ у него выходят замечательные интервью «Простые вопросы». Буквально на днях смотрел его беседу с отцом Федором. С большим удовольствием прослушал это интервью: умное, интеллигентное.

 

— Ваши люди — это да. Открыла на сайте СТВ рубрику «Лица телеканала» и ахнула: все звезды. Отличный коллектив. Одна только Екатерина Забенько чего стоит.

— На юбилейном вечере СТВ министр информации Лилия Ананич вручила ей медаль «Отличник телевидения и радио». В прошлом году Катя сделала фильм «Брест — культурная столица», после чего мэр города Александр Рогачук сказал: «Все мужчины Бреста влюблены в Забенько». А Игорь Позняк? Хотя я сам работаю в жанре интервью, но считаю, что на сегодняшний день Игорь Позняк — лучший интервьюер в Беларуси.

— Я запомню это имя. Юрий Васильевич, вы побывали со съемочной группой программы «Картина мира» в нескольких десятках стран. Какая из них вас наиболее впечатлила?

— Австралия. Большая страна высочайшей культуры, где есть все: от кенгуру до звезд. Даже моя любимая группа AC/DC родом из Австралии. И в то же время эта страна полна опасностей, всегда нужно быть настороже — каждую минуту вас подстерегает встреча с ядовитым пауком или с акулой. Недавно там открылось белорусское посольство. А вместе с ним, надеюсь, появится и рынок, где можно будет продавать белорусскую продукцию. Кстати, Беларусь в Австралии знают благодаря Вике Азаренко, которая дважды была победительницей на кортах Мельбурна.

За кадром тоже  кипит работа.

— Давно хотела у вас спросить, почему на наших телеканалах так и не прижилась практика снимать сериалы, как считаете?

— Для того чтобы снять одну серию нормального сериала, нужно потратить 100 тысяч долларов, которые никогда не вернутся. Потому что за рекламу за час эфира мы можем выручить максимум тысячу долларов. Есть выход продать этот фильм на российские телеканалы, чтобы он стал рентабельным, но тогда, поверьте моему опыту, еще на уровне замысла ничего белорусского в нем не останется: ни сценариста, ни актеров, ни режиссеров. В таких условиях, наверное, должен быть госзаказ, например, от Министерства культуры или другой уполномоченной организации, которая объявит конкурс. А наши телеканалы в нем поучаствуют. Предложат хороший сценарий. И снимут сериал.

Команда ведущих СТВ блещет интеллектом в шоу «Умнее не придумаешь».

— А вы замечаете, что зритель все–таки уходит в интернет?

— Мы знаем, что молодежь ищет информацию в сети интернет, а взрослые смотрят телевизор. И общее количество наших зрителей за последние годы не изменилось. Собственно, я сам смотрю телеканал СТВ в интернете, в некоторых случаях это удобнее, чем смотреть по телевизору. Но сеть — это не альтернатива телевидению, это способ доставки телевизионного сигнала. Вы ж не производите в соцсетях шоу, о которых говорит вся страна. А телеканалы при помощи интернета доставляют свои проекты тем пользователям, которым интереснее смотреть ТВ онлайн. Для этого сюжеты мы разбиваем на какие–то маленькие файлы, шоу — на сюжеты и так далее — информация в сети должна быть компактнее, чем на ТВ, такова специфика. Совершенно очевидно, что телевидение и дальше будет внедряться в интернет. Уже в следующем году мы планируем создать полноценный информационный интернет–портал.

— Если почитать ваши интервью последних лет, одна из основных мотиваций для вас — чтобы не было скучно. Как обстоят дела на СТВ. Не скучно?

— Я даже не могу себе представить, где бы я еще мог работать. Все бизнесы по своей сути очень похожи. Можно руководить макаронной фабрикой или возглавлять производство по пошиву валенок. Это тоже, наверное, безумно интересно, в каждом деле можно найти свои нюансы и тонкости. Но телевидение отражает абсолютно все стороны жизни. В одной профессии все сконцентрировано. Телевидение — это мое, здесь не бывает скучно.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 3 (24885). Суббота, 9 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter