К 9 Мая и дню рождения В.И.Ленина украинская власть приняла решение о декоммунизации и десоветизаци

Ложка дёгтя

К 9 Мая и дню рождения В.И.Ленина украинская власть приняла решение о декоммунизации и десоветизации. На протяжении жизни одного поколения произошел, как получается, столь резкий и полярный по своей сущности переворот в сознании и политико–правовой практике, который смело может претендовать на звание «уникальный». И здесь сразу же возникают две мысли. Первая: если на территории Украины согласно решению властей сносят памятники советской эпохи, причем больше всего достается вождю мирового пролетариата, осуществляют иные меры соответствующего характера, то, очевидно, эти идеи оказались поверхностными и не укоренились в общественном сознании. И вторая: это решение, по мысли организаторов, должно придать новый импульс развитию страны, отряхнуть, так сказать, прах прошлого с молодых ног, чтобы они шагали быстро и эффективно.

Около Донецка памятники Ленину пока не сносят. Скопление людей возле них сейчас зачастую символизирует не политическую акцию, а раздачу бесплатного продовольствия.
Около Донецка памятники Ленину пока не сносят. Скопление людей возле них сейчас зачастую символизирует не политическую акцию, а раздачу бесплатного продовольствия. 

Если судить по тому, что никаких резких протестных движений массового характера не возникло, не проявилось после принятия данного решения, то следует согласиться с тем, что Рада приняла своевременный и отвечающий народным запросам закон. Правда, и восторгов особых не было видно, но это уже вопрос второстепенный. Здесь или людям, замордованным революциями и переворотами, все равно, выжить бы в сложившейся ситуации, или вектор общественного развития сформировался однозначно антисоветский. Можно, правда, предложить и еще один вариант ответа, связанный с манипуляцией общественным мнением. То есть средства массовой информации, иные формы воздействия на психику человека столь могущественны сегодня, что им ничего не стоит согласно некоему заказу или собственным убеждениям перевернуть представления о сущем с ног на голову или наоборот. Но, как видится, это несколько преувеличенные представления о возможностях идеологического аппарата и пропаганды. Главное в ином: не надо забывать, что нынешний депутатский корпус Рады избран большинством украинского населения и этот факт почему–то все время оставляют в тени. То есть в принятых решениях виноват дядя Сэм, манипуляторы разного рода и т.д., а вот украинский народ, дескать, еще скажет свое веское слово. Иллюзия, поскольку украинский народ уже сказал свое слово на выборах. И если принято решение о декоммунизации и десоветизации, то, следовательно, именно украинский народ дал санкцию на это действо. Осознанно или нет, просчитывая последствия или нет, но дал. И это определяющая констатация, которая означает, что ближайшая перспектива страны связана с реализацией решений именно такого рода и характера.

Можно долго не рассуждать в этой связи о том, что столь кардинальная «реструктуризация» прошлого — очень болезненный процесс. При всем понимании той доминанты политико–правового характера, которая господствует сегодня в Украине, понятно: говорить о поддержке решения о десоветизации абсолютным большинством избирателей достаточно сложно. Нет такой поддержки. Следовательно, несложно предположить, что тот раскол в обществе, который имеет место и который связан не только с ситуаций в Донецке и Луганске, углубится, расхождения во взглядах и действиях станут еще более отчетливыми. Цивилизационный раскол — это ведь не тот случай, когда просто соседи поругались и разошлись, а вечером выпили и помирились. Это ведь надолго и последствия этого раскола могут быть самыми непредсказуемыми. Но в этом случае возникает следующий вопрос: какая цель преследовалась? Одна цель наверху — понятна и прозрачна. Все же 9 Мая скоро, праздник в России, прежде всего давайте сделаем соседу больно. Тем более что Украина находится с Россией в состоянии войны, как заявляют парламентарии в Киеве. Но это — все же поверхностный фактор. Главное в ином: в новой структуре ценностей, в выборе нового вектора общественного развития, в новом понимании геополитических приоритетов. Здесь понятно: для достижения именно этих, стратегических целей украинские законодатели (в частности) готовы на действия, вызывающие и шокирующее впечатление. Насколько далеко готовы идти украинские политические власти с целью реализации именно такой цели? Как свидетельствует принятое решение, границы здесь не просматриваются вовсе.

Но принятое в Киеве решение — это и вызов белорусскому общественному мнению, нашему пониманию традиций, более того, это явно деструктивный для нас элемент, поскольку стоит пройти по нашим городам и поселкам, чтобы понять: наше прошлое сохраняется, мы к нему бережно относимся. И делать в этой ситуации вид, что ничего не происходит (не произошло), было бы неверным. Надо учитывать и тот фактор, что белорусское общество крайне болезненно относится к решениям такого порядка, причины этой болезненности для всех очевидны (война, уважительное отношение к ветеранам, воспитание на соответствующих традициях и т.д.). Нужна четкая и ясная позиция — если не по отношению к решению украинских законодателей (это их прерогатива), то по отношению к нашему собственному прошлому. К слову, заметим, что сделать это необходимо и потому, что мы постоянно говорим о том, что у нас общая история, общая судьба, мы один народ. И здесь возникает непростая коллизия: или все же эта судьба разная и народ не один, или кто–то ошибается. Ждать, что время, дескать, расставит все по своим местам, вряд ли продуктивно. Тем более что цель все же достигнута и к 9 Мая большая ложка дегтя припасена к нашему общему постсоветскому столу.

Конечно, позиция по отношению к нашему прошлому заявлена, и не раз, и это та позиция, которую стоит поддержать всеми имеющимися средствами. Наша советская история была разной, но это наша собственная история, история наших отцов, дедов и эта констатация решает все. Решение, в частности, о запрещении советской символики — это ведь и решение, которое во многом зачеркивает, нивелирует смысл жизни не одного поколения наших людей. Если я воевал под красным знаменем со звездой и это знамя объявлено вне закона, то вне закона и моя война, и мои раны, и моя смерть на поле боя. В свое время была допущена тяжелейшая историческая и политическая ошибка, когда все участники Белого движения, многие представители императорской России (ученые, политики, военнослужащие и т.д.) были объявлены вне закона, вытеснены за пределы страны, а то и жизни. Теперь понятно, сколько светлых голов мы потеряли, как далеко откатились назад, например, в том же университетском образовании, формировании офицерского корпуса, развитии науки. Но грабли, как получается, с нашего двора никто так и не удосужился убрать, и мы пытаемся вновь и вновь наступить на них. И ведь история демонстрирует: как только появились серьезные проблемы (война), многие офицеры, профессора были востребованы. Да, в «шарашках», да, после лагерей, избитые и измученные, но были востребованы и сколько пользы, добра принесли родине. И ведь сегодня всем понятно: вычеркнуть, зачистить историческое пространство не удастся, никогда не удавалось. Сколько известно исторических примеров, когда в начале с почетом хоронили, потом выкапывали прах и ритуально казнили, затем опять с почетом хоронили — Ришелье, Кромвель, останки семьи Романовых... Ведь очевидно: лишь уважение к прошлому, бережное отношению к нему может помочь нам выжить, развиваться, а не откровенные попытки чистки всех и вся, кто мыслит иначе и делает иначе. Прошлое надо не просто уважать, его надо беречь, тогда, не исключено, сберегут память и о нашем поколении.

Борис ЛЕПЕШКО, профессор.

Советская Белоруссия № 70 (24700). Вторник, 14 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter