Лошадей меняют и на переправе

Люди и время глазами Леонида ЕКЕЛЯ

От Могилева до агрокомбината «Заря» всего каких–то 15 минут езды. Стоит свернуть с автострады на дорогу, которая пересекает лес, и не успеешь оглянуться — уже поля хозяйства. Ровные. Без единого камешка. Такими впервые увидел их лет 30 назад молодой директор совхоза «Борок» Леонид Моисеев. «Вот это земелька! Не то что в «Борке», где камень на камне. Верно говорят: Бог неровно делит, — невесело подумал он. — Поработать бы здесь, да, видно, не судьба...»


Однако на судьбу Леонид Сергеевич, как оказалось, сетовал зря. Вопреки, а может быть, благодаря обстоятельствам судьба решительно приведет его в «Зарю». И с того момента будет сиять она для него и днем, и ночью. В 1987 году Леонид Моисеев возглавит колхоз «Заря».


У Леонида Сергеевича — потомственная крестьянская душа. И дар прирожденного хозяина. Но оказывается, что судьбоносные черты характера не всегда делают судьбу. Во всяком случае, после окончания средней школы Леонид Моисеев поступил в Бакинское мореходное училище. Паренька из сухопутной деревни Михайловичи Горецкого района позвала морская романтика. Окончил мореходку, отслужил в армии. Поработал на нефтепромысле и понял: «Не мое все это. Не лежит душа к такой работе».


Вернулся на родину и стал строителем. Руководил бригадой в стройтресте № 17, который возводил гигант белорусской промышленности «Лавсан». Но, поработав 6 лет на стройке, он убедился, что его предназначение — село. Что только там его жизнь будет полноценной. Но сначала — образование. Леонид Моисеев поступает в Витебский ветеринарный институт.


Три года Леонид Сергеевич трудился главным зоотехником колхоза «Победа». А потом был совхоз «Борок» Могилевского района и вот теперь — «Заря».


Если в конце восьмидесятых хозяйство вполне заслуженно отмечалось по урожайности зерновых, то в животноводстве дела обстояли гораздо прозаичнее. Надо было все создавать всерьез и почти что заново. Надо строить. Вот где страсть Моисеева строить расправила крылья!


А действовал он весьма «по–волюнтаристски». Отмеряет шагами участок земли вдоль и поперек и скажет: «Вот здесь и будем строить!» Ни проектов, ни смет, ни согласований... А зачем? На все это нужны немалые деньги, а самое главное — время, запас которого исчерпан давно. Да и был ли этот запас?..


Построили новые фермы в деревнях Грибачи и Речки. Расширили свинокомплекс в Новоселках. Причем не просто построили, а механизировали по последнему слову техники. Ведь речь шла не только об объемах производства: надо было коренным образом менять условия работы людей. Брали кредиты, ввели жесточайшую экономию, но строили за свои средства. Не просили у государства, не клянчили у соседей. Все делали сами и своими силами. «Я ни от кого помощи не жду. Надеюсь на самого себя. На своих людей. На знания специалистов. И с кем бы ни разговаривал — не щелкну каблуками», — скажет в беседе со мной Леонид Сергеевич. Кому–то эти слова могут показаться слишком самоуверенными. А с другой стороны, невелика цена руководителя, который не верит в себя, в свои силы. Это скорее проситель, обивающий пороги начальничьих кабинетов. «Жить своим умом» для Моисеева не девиз, а правило. И кроить, и шить он хочет сам. И делает это по–своему. Такова у него натура...


«Как мы строим? Все чертежи у меня в голове. Вначале они возникают нечетко, расплывчато, будто в тумане. А когда туман уходит и становится ясно, как в солнечный день, вот тогда и приступаю к делу.


Стройка — это моя жизнь. Это всегда твое. Гвоздь забил — и уже видно. Все пройдет, а построенное будет жить. И всех нас переживет. Свой рабочий день я начинаю со стройки. И душу свою отвожу там же. Когда что–то не ладится. Или выбивает из колеи...»


«Заря» все ярче разгоралась на небосклоне сельской жизни. Но наступили 90–е годы, как роковые сороковые... Обвал цен, разрыв деловых связей, призывы распустить колхозы, а имущество и землю поделить... Что делать? Этот вечный вопрос еще, пожалуй, никогда не вставал перед Моисеевым с такой жестокой неотвратимостью. «Раз наши нетели никому не нужны, надо менять специализацию. Займемся бройлерами», — заявит Леонид Сергеевич. Реконструировали комплекс. И уже в августе 1991 года закупили кур родительского стада. После инкубации получали суточный молодняк бройлеров, которым снабжали колхозы и совхозы Могилевской области. Вначале дело пошло, а потом захлебнулось. Цыплята–крошки стали невостребованными. И тогда было принято решение самостоятельно выращивать цыплят бройлера. Но ведь это совершенно новое дело! Ни опыта работы, ни специалистов...


Цыплят для доращивания закупали в Польше. Хорошие породы гарантировали интенсивный набор веса. Но на практике так не получалось. «Заря» начала новую жизнь с нуля. А все новое, как известно, рождается в муках. Они достойно пережили три мучительных года. Птицефабрика окрепла и перешла на закрытый режим работы. Ежегодно стала давать около трех тысяч тонн мяса при рентабельности свыше 50 процентов. Выходит, лошадей меняют и на переправе. Если очень хочешь попасть на тот берег...


«На работе время спрессовано до предела, — рассказывает Леонид Сергеевич. — И даже маленького промежутка не найти, чтобы сесть и над чем–то серьезно подумать. Думаю я в ночные часы. Глаза открываю и думаю. О разном. Что–то не получилось — ищу причину. Оборвал на полуслове специалиста. Не принял правоту его слов... Завтра надо подойти к нему и сказать: «Прости. Я не прав». В демократию я играть не люблю. Но у людей не должна оставаться обида...


Эти раздумья я называю ночными приступами. Они часто подводят меня к действию. Вот как–то задал я себе простой вопрос: почему плодами крестьянского труда может кто–то воспользоваться для своей наживы? Зачем нам кормить посредников? Так возникла идея создания своего мини–мясокомбината. Пусть и небольшого предприятия, но с замкнутым циклом работы: от убоя и до выхода готовой продукции. И такой комбинат мы имеем уже 12 лет. Более того — развернули торговлю своими изделиями (а их свыше двухсот наименований). Теперь у нас в Могилеве 25 торговых точек и 15 фирменных магазинов. Наша продукция никогда не залеживается. Потому что всегда свежая, высокого качества и по доступным ценам.


Все это в конечном итоге дает нам живую копейку. Причем немалую: за неделю выручка составляет около 1 млрд. рублей. Есть у нас и свой молочный цех.


Из всех местоимений больше всего мне душу греет слово «свой». Это ключ к сильному, экономически независимому хозяйству.


«Большое мясо», как и «большое молоко», без достаточного количества кормов никогда не получишь. При этом они должны быть высокого качества и содержать все питательные вещества. В «Заре» свой комбикормовый завод. За час он выдает на–гора 10 тонн комбикорма. А за сутки — 85 тонн. У меня не болит голова, как накормить 5,5 тысячи голов крупного рогатого скота, 16 тысяч свиней и полмиллиона птиц. Каждое лето мы заготавливаем 40 тысяч тонн кормов.


Возникла необходимость в дополнительных площадях для выращивания кормов — мы первыми в области добровольно присоединили к своему хозяйству земли бывшего колхоза имени Калинина и частично имени Володарского. Затраты были колоссальными. Зато теперь не знаем беды. У нас своя высокопродуктивная и надежнейшая техника. Мощное сушильное хозяйство. Своя оранжерея. Даже свой авиаотряд с командой пилотов, инженеров и техников. Есть и своя взлетно–посадочная полоса. У нас все свое. И показатели тоже. Валовое производство зерна — 24 тысячи тонн (при урожайности 80 центнеров с гектара. В этом году, правда, из–за засухи несколько ниже). Производство молока — 12 тысяч тонн (при удое на корову 6.750 кг). Мяса мы производим в год 6.000 тонн».


Слушая монологи директора ЗАО «Агрокомбинат «Заря» Леонида Моисеева, я невольно подумал: «А что было бы с селом, не окажись в кризисные времена у руля хозяйств таких личностей, как Моисеев?» Думаю, они вряд ли удержались бы на плаву...


С удовольствием перечислю — Леонид Сергеевич награжден орденами «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством III степени», «За заслуги перед Отечеством II степени». Он входит в состав Совета Республики Национального собрания.


«Заря» светит всем.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter