Лось, бегущий краем поля

Быть или не быть молодому белорусскому кино?
Быть или не быть молодому белорусскому кино?

Дмитрий Лось — молодой кинорежиссер. Один из семи наших «пташуковцев», оставшихся в свое время без своего мастера — трагически погибшего в автокатастрофе Михаила Николаевича Пташука. Сегодня внешние обстоятельства пытаются отнять у ребят само право на кинематографическую судьбу, на творческую реализацию у себя дома. У нас есть все шансы потерять уникальный курс, с которым все связывали надежды на возрождение отечественной киноотрасли. Да простит мне Дмитрий этот пафос. Он как раз таки и не склонен впадать в уныние. За плечами — участие в престижном «Киношоке», фестивале студенческих работ «Птица Феникс». На V Национальном фестивале белорусских фильмов его дипломная работа «Война» — интерпретация новеллы Сомерсета Моэма «Непокоренная» — получила приз «Хрустальный аист» «за лучший дебют».

Сидеть на «Драниках» в ожидании работы не будем

— С моей маленькой позиции недавнего студента белорусские режиссеры боятся пойти на риск. Все получается слишком ровно и правильно. Ровная манера съемок фильма — это манера хорошо сделанного сериала. Рисковать все–таки надо.

— Дима, какие настроения царят среди выпускников вашего курса теперь?

— Когда умер Михаил Николаевич, мы все понимали, что ситуация с нашим будущим не будет простой. У нас было время — четвертый–пятый курс, чтобы как–то скорректировать свои действия. Сегодня «Беларусьфильм» — не единственное место, где может работать белорусский режиссер. Сейчас достаточно большой спрос на режиссеров в России. Рабочее место на сериале можно получить, я думаю, в течение полугода.

Хотя мечтой мастера было выпустить курс, который бы «поднял» «Беларусьфильм» из руин, дал бы ему новое дыхание, свежую волну, новое качество. Ну поверьте, не будет молодежь год сидеть на «Драниках» (так называется белорусский вариант «Ералаша») и ждать, пока им в 2007 году, возможно, если они принесут проекты, которые устроят киностудию, предложат снимать.

Лучшей школой для нас была площадка Пташука

— Но, с другой стороны, ваши старшие коллеги и чиновники от культуры говорили, что это вполне нормальный карьерный путь — каждый классик начинал когда–то именно мальчиком на побегушках, а у «пташуковцев», мол, непомерная гордыня и слишком большие запросы, которые киностудия по объективным причинам не может удовлетворить...

— Я могу ответить только лично за себя. Я не знаю, как к этому относятся мои коллеги. До академии я окончил художественное училище. Получил профессию художника. Отработал на телевидении художником–постановщиком, потом год — на сериалах. Я не могу сказать, что у меня недостаточно производственного опыта. Считаю, что его у меня достаточно. К тому же у нас было время, чтобы узнать проблемы производства изнутри на площадке у Пташука.

— Помню, я предложил два проекта. Киностудию и Министерство культуры по каким–то критериям они не устроили. Но, например, в Москве в таком случае делают встречные предложения. Здесь же, если проект не подходит, говорят: «Несите еще». А сколько нести? Двадцать, тридцать? Сейчас мне предложили съемки восьмисерийного фильма в России. Но подписываться на него я не хочу, хотя понимаю, что по деньгам это очень выгодно. В среднем порядка десяти тысяч долларов в месяц. Но работой в сериале можно очень сильно нагадить себе в карьере. Не хочется стартовать с халтуры. Потому что на съемках сериала выработка — двенадцать минут полезного времени в день. Это безумие.

Наш конек — недорогие интерьеры...

— Сегодня мы не ощущаем заинтересованности в себе. Я уже полтора месяца в Минске после годичного пребывания в Питере — и что? Сижу дома, созваниваюсь с какими–то московскими конторами, занимаюсь своими проектами, иногда заезжаю на «Беларусьфильм».

— А почему, кстати, в Питере?

— А у меня жена из Питера. И у нас там своя фирма. Надо было зарабатывать деньги. Это никакого отношения не имеет к кино, но дает возможность прокормиться и не думать о деньгах. К счастью, я избежал необходимости снимать хоть что–то, чтобы прокормиться. Поэтому, если здесь ничего не получится, уедем обратно. У кого–то есть причины соглашаться на компромиссы, у меня — нет.

— А по вашим прогнозам, как скоро в Беларуси могут появиться независимые продюсеры?

— Сложно сказать. Белорусский фильм очень сложно окупить. Средняя стоимость — 800 тысяч долларов. Прокат по Беларуси таких денег не приносит. Для России проще, она больше. Но даже там иногда ситуация непредсказуема. Например, фильм «Водитель для Веры», на мой взгляд, по своим художественным качествам гораздо сильнее и «Ночного дозора», и «Турецкого гамбита», просто вышел в ноль: три с половиной миллиона долларов на него потратили, три с половиной миллиона «отбили». А фильм «Возвращение», снятый всего за 450 тысяч, принес 8,5 миллиона.

Для нас же вернуть 800 тысяч — это уже большая проблема. Поэтому неясно, как вообще вывести на рентабельность белорусский кинематограф. Получить прокат в России? Но для этого нужен несколько другой уровень фильмов, чтобы они могли конкурировать и с российской, и с голливудской продукцией. Поэтому я думаю, что нам надо делать упор на то, в чем мы традиционно сильны: крепкая режиссура, игра актеров и... недорогие интерьеры.

P.S. Когда материал уже был подготовлен к печати, стало известно, что киностудия «Беларусьфильм» предложила Дмитрию Лосю стать режиссером–постановщиком нового проекта по сценарию Михаила Костальцева «Послесловие». Своего согласия Дмитрий пока не давал, он решил подробно ознакомиться с предложенным материалом. Служенье муз, как известно, суеты не терпит...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter