В Москве прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета

Логика строительства должна быть ясной

В Москве прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета

Обсуждение контуров будущего Евразийского экономического союза идет все активнее. Очередной раунд прошел в подмосковном Ново–Огарево, где состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета. Президенты Беларуси, России и Казахстана снова подтвердили намерение решительно двигаться к полноценному построению этой новой геополитической конструкции. Хотя каждая из сторон резонно обращает внимание на детали, которые считает наиболее важными. А если быть точнее, то важны они все без исключения и для всех участников глобального проекта. И именно в таком откровенном и открытом диалоге рисуется все более полный портрет будущего союза. Что лишний раз подтверждает серьезность намерений трех государств.


Белорусская сторона на передний план выводит тезис о безусловном построении Евразийского экономического союза на прочном фундаменте полномасштабного союза Таможенного. Как говорят специалисты, без каких–либо изъятий. В том числе без пошлин, количественных или каких бы то ни было других ограничений. На заседании Александр Лукашенко говорил об этом прямо:


— В нашем интеграционном проекте мы должны выйти на конкретные результаты. Таким результатом является завершение создания Таможенного союза без каких–либо ограничений и изъятий. В этом вопросе стороны продвинулись дальше всего. Фактически остались изъятия лишь по некоторым, однако весьма чувствительным товарам, включая алкоголь, табак, лекарства, нефть и газ. И нам необходимо принять по ним принципиальное решение.


Однако здесь важна безупречность логики движения. В процессе обсуждения темы на экспертном уровне в какой–то момент появилось мнение о необходимости рассматривать отмену изъятий по товарным позициям в увязке с услугами, движением капиталов и рабочей силы. Но такое укрупнение предмета разговора очевидно ведет к его усложнению. Поэтому Минск считает:


— Свобода движения товаров должна стать примером для решения задачи по реализации остальных трех свобод. Без этого будущий экономический союз лишится прочного фундамента.


Непосредственно о проекте договора о создании Евразийского экономического союза. Как известно, документ будет состоять из двух частей: институциональной и функциональной. По первой белорусская сторона свою позицию высказала во время предыдущей встречи глав государств «тройки» в Москве. Эксперты работают над ее согласованием. По функциональной части работа тоже идет, однако хотелось бы большей динамики. Фактически сегодня можно говорить о ее завершении процентов на 70 — 80. Фактически тот же уровень, который был констатирован и на предыдущей встрече. Сближения, обращает внимание Минск, по наиболее чувствительным для каждой из сторон позициям практически не произошло:


— В том числе по формированию общего энергетического рынка, либерализации автомобильного транспортного рынка, доступу к газотранспортной системе, правилам субсидирования сельского хозяйства. Стороны постоянно выдвигают новые предложения, которые могут размыть уже имеющиеся договоренности.
Впрочем, непреодолимых барьеров здесь нет. Белорусская сторона предлагает в дальнейшем совершенствовать нормативную базу Единого экономического пространства при согласии с изменениями всех трех сторон. Если же консенсуса достичь не удается, в проект договора надлежит включать нормы соглашений ЕЭП в их неизменном состоянии. То есть те, которые есть на сегодня. Таким образом, это исключит неоправданное затягивание подготовки центрального документа будущего союза и тем более вероятность отхода назад.


Принцип консенсуса поддержан и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. При этом Астана также обращает внимание на то, что на сегодня главная задача — создать именно экономический союз:


— Все остальное мы потом создадим. Не надо нанизывать вопросы, вызывающие какие–то непонимания внутри наших стран. Давайте решать экономические вопросы, а к разногласиям подходить постепенно и снимать их.


Слова, сказанные Владимиром Путиным, говорят о том, что системных разногласий в оценках здесь нет:


— Важно гарантировать так называемые четыре свободы по обеспечению беспрепятственного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, зафиксировать конкретные обязательства по устранению изъятий и ограничений, сохраняющихся в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве... Союз надо наделить широким набором полномочий в сфере экономического регулирования. Это позволит проводить общую и согласованную политику в ключевых отраслях, повысит устойчивость и потенциал развития национальных экономик, обеспечит емкий единый рынок и приток дополнительных инвестиций.


Не могли президенты не коснуться и некоторых вопросов взаимодействия «тройки» с другими важными партнерами. Отмечена хорошая результативность работы Армении по плану присоединения в будущем к Евразийскому экономическому союзу. Поэтому разработка соответствующего договора может начаться уже в ближайшее время. Естественным образом приковывает внимание украинский вопрос. Владимир Путин сформулировал его так:


— Экстраординарная ситуация, сложившаяся в Украине, вызывает серьезное беспокойство. Украинская экономика находится в тяжелом положении, если не сказать кризисе. Возможны негативные последствия и для рынка Таможенного союза, поэтому нужно вместе подумать над тем, чтобы предпринять меры в целях защиты наших производителей и экспортеров, проработать параметры дальнейшего взаимодействия с Украиной... Украина — ключевой экономический партнер Таможенного союза. Нас объединяют тесные промышленные и торговые связи. Украина входит в зону свободной торговли СНГ... Безусловно, нам нужно сделать все, чтобы помочь нашим партнерам выйти из той сложной ситуации, в которой они сегодня находятся.


Таким образом, движение к созданию Евразийского экономического союза продолжается. Сроки подписания договора остаются прежними — май 2014 года.

 

Советская Белоруссия №43 (24426). Четверг, 6 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter