Лоб в лоб

В лобовых столкновениях редко обходится без жертв...

Две груды искореженного металла, которые вы видите на фото, еще совсем недавно были автомобилями — «Фордом–Транзитом» и «Ауди». Их водители не знали друг друга и ранним утром 14 июня, заводя моторы, не помышляли о встрече. Но пути «Форда» и «Ауди» пересеклись — в Столинском районе, вблизи деревни Колодное, на встречной для «Транзита» полосе. О страшном ДТП сейчас напоминают венки и цветы. В лобовых столкновениях, о которых предлагаем сегодня поговорить, редко обходится без жертв...


Из всех видов аварий «лобовые», как известно, имеют самые тяжкие последствия. Когда две машины сталкиваются на огромной скорости, спасти водителя и пассажиров может только чудо. Пассивные меры безопасности, ремни и подушки в случае прямого «попадания» окажутся бессильны. Солидный стаж вождения и отменная реакция не помогут. Большинство водителей, не сомневаются в ГАИ, прекрасно знают о том, что шансы выжить в такой аварии близки к нулю. И тем не менее количество ДТП, связанных с выездом на встречную полосу, стабильно велико. За 5 месяцев уже 150 аварий — на 20 процентов больше, чем за такой же период в прошлом году. В чем дело? Почему каста дорожных «камикадзе» ширится и растет?


Причин, по которым машины бьются «лбами», в ГАИ выделяют несколько. Вылететь на встречную полосу автомобиль может из–за технической неисправности. К примеру, отказали тормоза или рулевое управление. Но, как гласит дорожная статистика, таких аварий немного. Чаще к лобовым столкновениям приводит невнимательность водителя. «Не справился с управлением», — такими формулировками сводки богаты. Типичная авария случилась на минской улице Свислочской в минувший понедельник. На мокрой дороге «Хонду» развернуло и вынесло на встречную, по которой ехал «Фольксваген». Водителя «Хонды» спасти не удалось.


Похожая трагедия разыгралась в середине мая в Стародорожском районе. Там в лобовую «атаку» пошла «Тойота–Ярис». Машину с «лысой» резиной швырнуло под колеса грузовика — водитель и двое пассажиров погибли.


Анализировать такие ДТП бесполезно, порицать водителей–неумех — бессмысленно. Но вот в случаях, когда к беде приводит неудачный обгон, выезд на «встречку» вполне можно сравнить с преступлением.


Те, кто часто ездит по бобруйской или микашевичской трассе, не дадут соврать — за одну поездку можно поседеть. Наглость гонщиков, которые идут на обгон по встречной полосе, без раздумья пересекая двойную сплошную, не знает границ. Они несутся прямо на тебя, да еще сигналят дальним светом, будто бьют копытами: мол, уступи, съедь на обочину, а то хуже будет. Эти водители, как правило, владельцы мощных джипов, чувствуют себя королями дорог и не задумываются о последствиях. Что порождает такой агрессивный стиль поведения, для специалистов загадка. Мощность двигателя? Завышенные амбиции? Однозначного ответа нет.


— Когда езжу, к примеру, в Слуцк, за поездку могу несколько раз съехать на обочину, уклоняясь от летящих навстречу «смертников», — признается начальник службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения специального подразделения ДПС «Стрела» МВД Евгений Лапец. — Часто водители, которых обгоняешь, сознательно увеличивают скорость, будто хотят поиграть у тебя на нервах. Все это чрезвычайно печально и говорит об отсутствии чувства самосохранения. А еще — о низкой дорожной культуре.


Что ж, с этим не поспоришь. В России у водителей–«камикадзе» стало модным снимать рискованные обгоны на видеорегистратор. Десятки таких роликов выложены в интернете. С громкими воплями водители идут на таран. А потом, проскочив в миллиметре от смерти, радостно гогочут...


К сожалению, появились такие хулиганы и у нас. Можно ли их наказать, прислав в ГАИ, к примеру, фрагмент видеоролика, снятого на камеру регистратора? Это будет затруднительно. Пару лет назад специалисты всерьез говорили о введении у нас понятия «агрессивное вождение», усиленной ответственности за намеренное создание аварийной ситуации. Но дальше разговоров дело не пошло.


В качестве защиты от гонщиков, любящих покататься по встречной полосе, на дорогах сейчас устанавливают тросовые заграждения и барьеры. Мера действенная — вот только на каждый опасный поворот или подъем забор не поставишь. Найти место, чтобы расшибить «лоб», лихачу не составит труда. Причем угробит он не только себя.


...В районе деревни Колодное дорога узкая, извилистая. Водитель «Форда» торопилась, а впереди шла фура. Выехав на встречную полосу, «Транзит» поравнялся с грузовиком и некоторое время шел параллельно. Но обгон завершить не успел — впереди уже маячила «Ауди». В «Форде» выжили все. Сидевшая на пассажирском месте жена водителя «Ауди» погибла.


В лобовых столкновениях редко обходится без жертв, но не всякий водитель, идя на опасный обгон, об этом помнит. Посмотрите на фото — и задумайтесь. Еще недавно эти груды металла были автомобилями...


Кстати


За нарушение правил обгона или необоснованный выезд на встречную полосу нарушителям грозит штраф — от 2 до 10 базовых величин. Есть и вероятность лишиться прав — на срок до года.


Памятка «СБ»


Идем на обгон


Будьте бдительны, не обгоняйте, если обзор ограничен. Перед началом маневра нужно как следует разогнать машину. Желательно перейти на более низкую передачу и максимально «освободить» двигатель. Совет из жизни — не поленитесь выключить кондиционер, особенно если он работает в максимальном режиме. В определенных ситуациях сэкономленная мощность может спасти вам жизнь.


Когда вы на «встречке», не выключайте левый указатель поворота. Включить правый нужно только при возвращении в свою полосу (при этом не подрезав того, кого обогнали). Это поможет встречному водителю сориентироваться, в какой фазе обгона вы находитесь, и в случае чего принять меры.


Чем крупнее автомобиль, который нужно обогнать, тем дальше следует от него ехать. «Встречка» должна просматриваться на максимально возможное расстояние.


Правило, которым пренебрегают многие, — при обгоне нужно обязательно следить за машинами, готовящимися выехать на трассу с примыкающих слева второстепенных дорог. Ваша машина может стать для них неожиданностью.


Если идущий впереди «тихоход» вдруг начал притормаживать, не торопитесь идти на обгон. Вначале нужно понять, зачем он решил снизить скорость.


Не путайте условные знаки, которые подают идущие впереди водители фур или автобусов. Если вам моргнули левым поворотником, обгонять нельзя — впереди опасность. Если правым, то можно. К сожалению, в последнее время все меньше водителей большегрузных автомобилей помогают идущим на обгон. Еще один признак упадка дорожной культуры...


Если на вас летит встречный автомобиль и вы чувствуете, что вернуться в свою полосу он не успевает, снизьте скорость, предварительно посмотрев в зеркало заднего вида, нет ли кого на «хвосте». Тормозить нужно непременно на асфальте, а уже потом сворачивать на обочину (но ни в коем случае не на полосу встречного движения). Именно поэтому, кстати, опытные водители автопоездов постоянно боковым зрением контролируют состояние обочины — песок ли там, гравий, трава и т.д. Изредка поглядывать вправо не помешает никому.


Когда обгоняют вас, оставайтесь человеком. Если видите, что машине не хватает дистанции или скорости для завершения обгона, притормозите, дайте ей вернуться в «родную» полосу. Когда есть такая возможность (т.е. позволяет ширина обочины) примите вправо, облегчив коллеге–водителю маневр.


Старайтесь избегать двойных, тройных и т.п. обгонов. По расчетам специалистов, в таком случае в 2 — 2,5 раза увеличиваются путь и время маневра, а вероятность разъехаться со встречным автомобилем резко уменьшается.


На скользкой дороге и во время дождя следует вообще воздержаться от обгонов. Если, конечно, впереди не едет трактор.


Когда не уверены в своих силах, лучше не обгонять. Но чтобы не создавать «паровоза», в ГАИ настоятельно рекомендуют снизить скорость, увеличив дистанцию до идущей впереди машины.


Если выполняете маневр ночью, не забудьте переключить дальний свет на ближний.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter