Ливер нараспашку?

На голландском ТВ прошли «торги», в ходе которых была «разыграна» донорская почка. В публичном шоу три смертельно больных человека доказывали свое право жить. И лишь в самый последний момент выяснилось, что передача оказалась только попыткой привлечь внимание к проблеме пересадки органов...
На голландском ТВ прошли «торги», в ходе которых была «разыграна» донорская почка. В публичном шоу три смертельно больных человека доказывали свое право жить. И лишь в самый последний момент выяснилось, что передача оказалась только попыткой привлечь внимание к проблеме пересадки органов.

А я сразу же подумал вот о чем: можно ли себе представить в похожей ситуации кого–нибудь из недавних классических литературных персонажей, скажем, горьковского Данко. Этот молодой человек, как известно, вырвал из груди сердце и осветил им людям путь из тьмы. Судя по всему, в нынешних реалиях Данко деловито прикинул бы, с какой цены начать процесс купли–продажи и на чем благоразумно остановиться.

Не думаю, что такого рода ирония выглядит кощунственной. Дело в том, что там, в Голландии, организуют не жертву, а торги. А это, согласитесь, не одно и то же.

Конечно, есть некая черта, перешагнув которую, человек становится иным, приобретает какие–то неведомые ранее качества. Это очень невеселая тема, но цена жизни настолько высока, что люди готовы на все. Это понять можно и нужно. Но как понять общество, которое считает возможным участвовать не в сборе пожертвований, не в благотворительной акции, а в шоу?

Готов предположить, что нравственная температура человеческого общества незаметно меняется. И это настолько для нас самих незаметно, что мы уже некоторых вещей не замечаем. Привыкаем. Как к изменению климата.

Вот незаметно привыкли к тому, что на Земле идет непрекращающаяся бойня. То есть людей убивают сотнями, а мы разве что убавим громкость телевизора: достали эти новости...

Привыкаем к мысли о том, что институту семьи приходит «кирдык», как говорил герой одного фильма. Что новые Агнии Барто, Самуилы Маршаки и Чуковские будут писать не про маму с папой, а про родителя А и родителя Б. Как там, у классиков? «Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает родитель Б и качает головой». Что гей–парады стали такой же реальностью, как сборы пионерской дружины в недавнем прошлом. А что, они тоже люди, опять же, права человека...

Привыкли к мысли, что телевидение может нами манипулировать. И даже испытываем своеобразный садомазохистский комплекс, усаживаясь вечером на диване перед родным голубым экраном: ну–ка, ну–ка, а сегодня вы меня куда будете поворачивать и как? Сужу так хотя бы по обзорам телепередач, которые осуществляет в «Известиях» Ирина Петровская. Удивляет не то, что и как пишет журналист по этому поводу, а то, что она уже заранее готова к мысли навязывания определенного «телепродукта». И все что надо сделать «маленькому» — его проглотить.

В принципе, в этом нет ничего необычного. Когда–то люди с трудом привыкали к мысли о религиозной нравственности огненного аутодафе на кострах инквизиции и только много позже посчитали это все же «не совсем человечным».

Очень тяжело и долго мы, славяне, привыкаем к точке зрения, согласно которой каждая человеческая жизнь бесценна и любая философия может быть приемлема исходя из этого именно постулата. Но не успели «по–настоящему» привыкнуть, как нам навязывают новую систему ценностей, связанную с безбрежным морем «прав человека». Вроде пароксизма бесчинств «антиглобалистов» в германском Ростоке.

Где же условный якорь? Есть ли вообще место, где человеческий разум может «отстояться», не потеряв самого себя? Очевидно, что таковым может быть только традиционализм, под которым следует понимать то, что «адсорбировали» предыдущие поколения на нашей грешной земле и оставили нам.

Вы, к слову, не замечали, что на политической карте Беларуси нет консервативной партии? Либералы, коммунисты, аграрии, демократы есть, а вот консерваторов нет. Позволю высказать предположение, почему: «консервировать» особо нечего. Традиции мы только–только создаем, и не потому, что их не было, а потому, что они до сих пор лишь в малой степени осознаны нашими людьми.

Ведь собственную толерантность надо, например, осознать. О ней почему–то ничего не говорили родоначальники белорусского самосознания. И в этом нет ничего удивительного, ведь эта черта тогда не проявилась, из–за вечно согнутой спины ее не видно было. Она появилась тогда, когда возникла возможность для самопознания, самосознания. И оказалось, мы толерантны!

Не удивлюсь, если по истечении еще некоторого исторического срока обнаружатся новые черты нации, до сих пор скрытые, закрытые, неосознанные. Например, вскроются не открытые доселе энергетические родники и реализуются самые смелые социальные проекты.

Но для этого надо не идти по пути, предлагаемому нам «прогрессивным человечеством», а держаться «сермяжного, кондового, посконного и домотканого», как говорил Остап Бендер. Надо «просто» реализовать то, что заложено Богом и природой.

Консерватизм, традиционализм никогда не были модными вещами. Как и сейчас: обществоведов, в частности, сильно тянет в сторону столь модного постмодернизма. Ну как же, многозначность вместо однозначности, понятийный беспорядок, предпочтение метафоры строгому термину... В эту систему ценностей легко «вплести» и шоу, которое намерены провести в Голландии. Действительно, здесь всё вместе: и новые возможности, отказ от «догматических» представлений о нравственности, и возможность подняться в рейтинге, и прочие достижения по пути реализации безбрежных прав человека.

Кстати, газета, поведавшая белорусскому читателю о голландском опыте проведения шоу, комментирует его словами такого рода: страшно, что внимание к чужому страданию можно привлечь только посредством новых «мыльных опер». Это верно, но это лишь часть правды. Страшно то, что за «донорским шоу» встает проблема пересмотра основополагающих человеческих ценностей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter