Белорусской литературе нужен образ творческой женщины

Литература — слово женского рода

Не знаю, помните ли вы, что Анна Каренина была писательницей? Вот только это как–то не кажется важным. Подумаешь, Каренина писала сказки, Эсмеральда танцевала, Консуэло пела, маленькая хозяйка большого дома рисовала... Главное — любовь и страсти по мужчине! Каков же образ творческой женщины в литературе и СМИ и каков он в отдельной белорусской ситуации? Об этом мы разговариваем с Анной БУТЫРЧИК, заведующей кафедрой зарубежной литературы БГУ, и Аленой КОЗЛОВОЙ, переводчицей, поэтессой, известной под постмодернистским псевдонимом Анка Упала.



Почему они любят игры?

Л.РУБЛЕВСКАЯ: Когда–то в трактирах и корчмах сидели мужчины. Сегодня в недорогих кафе основная публика — девушки. Как–то я задумалась: а где же парни? А они сидят за компьютерами.

А.КОЗЛОВА: Да, играют в «танчики». При этом на компьютерные курсы для пожилых людей ходят в основном бабушки.

А.БУТЫРЧИК: Просто дедушек у нас меньше, чем бабушек.

А.КОЗЛОВА: Мальчикам больше разрешается быть детьми, забавлять себя. Женщине стыдно играть. Когда я еду на своем самокате, постоянно ловлю укоризненные взгляды.

Л.РУБЛЕВСКАЯ: Философ Хейзинга предсказывал эпоху «хомо люденс», человека играющего, где появится новый идеал красоты — женщина–подросток, высокая, худощавая, спортивная...

А.БУТЫРЧИК: Это образ героини Хемингуэя. Стриженая, стреляет, ездит верхом.

Л.РУБЛЕВСКАЯ: С другой стороны, в компьютерных играх есть другой популярный архетип: девушка–воин. Парни охотно играют за этого персонажа.

А.КОЗЛОВА: Чтобы на него смотреть! Такие персонажи очень сексуализированы. У них большая грудь, тонкая талия... На западе есть движение против сексуализации образа женщины в компьютерных играх.


Почему мы в конце списка?

А.КОЗЛОВА: Характерный случай: в материале об открытии книжного магазина «Галiяфы» вначале перечисляют людей с регалиями, и в основном это мужские имена. А потом идут как дополнение женские. Этот же фокус зрения очень заметен в фоторепортажах. Журналист обращает внимание на важных с его точки зрения персон. Например, в галстуке и пиджаке, с красивыми седыми волосами и бородой. Во время вручения литературной премии среди пяти финалистов было две писательницы, но в репортаж попали только мужчины. И когда показывали публику, в фокус тоже попадали персоны, с бородами, усами, лысинами.

А.БУТЫРЧИК: Несмотря на то, что большинство публики на таких презентациях — женщины.

А.КОЗЛОВА: Их тоже показывали, но это были молодые красавицы. То есть в роли украшения женщина еще может попасть в кадр. После моего выступления в социальных сетках в репортаж добавили хотя бы общую фотографию с финалистками.

А.БУТЫРЧИК: То есть удалось повлиять на ситуацию?

А.КОЗЛОВА: Да. Когда ты о таком говоришь, люди начинают задумываться. Нам сложнее набирать социальный капитал. Ты будто бы и делаешь нужные вещи, но тебя все равно игнорируют. Когда писатели свободным голосованием выбирали книгу года–2014, книга Светланы Алексиевич, которая спустя год принесла автору Нобелевскую премию, не вошла даже в тройку лучших. Писательское сообщество Беларуси очень узкое и сконцентрировано на себе. Светлана Алексиевич там трижды маргинализирована: она не входит в круг «своих», она пишет на русском языке, плюс она — женщина.

Л.РУБЛЕВСКАЯ: Возможно, повлияло и мнение, что у Алексиевич и так есть международное признание?

А.БУТЫРЧИК: Неудачный пример еще и потому, что личность Алексиевич сегодня очень политизирована, никто не говорит о ее текстах, дискуссии о ней внелитературны. Можно вспомнить опыт украинской литературы. Оксана Забужко, чьими книгами заинтересовался весь мир, объединила гендерные проблемы и проблемы выживания национальной культуры.

Л.РУБЛЕВСКАЯ: Кстати, и российская «Большая книга» присуждена книге писательницы татарского происхождения о сталинских репрессиях против татар. А ведь сколько мне самой говорили, что тема репрессий устарела, тема национальных культур устарела, надо писать о другом... Неправда! Все острые темы возвращаются, спровоцированные теми либо другими событиями.


Почему женщин всегда спрашивают о готовке и моде?

А.КОЗЛОВА: Недавно вышел интернет–журнал «Прайдзiсвет», посвященный проблеме женщины–автора. Он открывается словами: «Са сценаў кабiнетаў лiтаратуры, як i сто гадоў таму, на вучняў глядзяць сур’ёзныя шырокабародыя мужы, якiя ведаюць пра жыццё ўсё i са сваiх партрэтаў вучаць маленькiх хлопчыкаў i дзяўчатак, як насамрэч збудаваны свет i што значыць жыць правiльна. А ўзнёслыя настаўнiцы вядуць вучняў уздоўж партрэтаў па вузкай дарожцы школьнай праграмы i ўкладваюць у яшчэ падатлiвыя галовы лiтаратурны канон, якi сведчыць: сапраўдную лiтаратуру стваралi толькi мужчыны». Людмила Ивановна, когда у вас берут интервью, спрашивают ли, как вы справляетесь с домашней работой, что вы любите готовить? Про моду?

Л.РУБЛЕВСКАЯ:  Редко. Видимо, имидж у меня не тот.

А.КОЗЛОВА: А между тем известным женщинам, даже политикам, такие вопросы задают часто в отличие от мужчин. Недавно обошла панно в Национальной библиотеке Беларуси. Видно, что там пытались соблюсти гендерное равновесие. Но мужчины стоят впереди в ярких мантиях, держат в руках книги и все подписаны. Женщины — сзади, имена не подписаны, возле каждой дети. Только три пробились в первый ряд: Тетка, Ожешко и Евфросиния Полоцкая. И то двум первым «приделаны» дети, даже бездетной Тетке.

А.БУТЫРЧИК: С другой стороны, однажды поляки увидели старую фотографию в одном нашем альбоме: мужчины–начальники сидят, за ними стоят работницы. У поляков сразу вопрос: почему мужчины сидят в присутствии женщин?

А.КОЗЛОВА:
Слышала в кафе рекламу: «Что же главное для женщины? В любом возрасте оставаться красивой и молодой». Но это же невозможно! Никто не может остаться молодым! Женщине навязывают: «Только в красоте ты можешь реализоваться, а остальное оставь мужчинам».


Создать свою Консуэло

А.БУТЫРЧИК: И в литературе нашей мало ярких положительных образов женщин. Если есть, то идеализированы.

Л.РУБЛЕВСКАЯ: Не согласна. Как герои Короткевича относятся к героиням! Служение прекрасной даме!

А.БУТЫРЧИК: Все равно на первом месте у него — Алесь Загорский, а рядом — Михалина.

Л.РУБЛЕВСКАЯ: У Ольги Ипатовой была попытка создания белорусской супергероини в романе «Залатая жрыца Ашвiнаў».

А.КОЗЛОВА: Наталка Бабина в романе «Рыбiн горад» описала неожиданный персонаж: женщина, бывшая алкоголичка и наркоманка, расследует таинственное убийство своей бабушки.

Л.РУБЛЕВСКАЯ: У героинь Алены Браво и похуже проблемы.

А.БУТЫРЧИК: Только Иван Мележ в своей «Полесской хронике» выводит женщину, которая может сказать мужчине «нет».

Л.РУБЛЕВСКАЯ:
А героини Ивана Шамякина? Романы «Шлюбная ноч», «Гандлярка i паэт»... Образ Ольги, отважной комаровской торговки — бизнесвумен, спасающей недотепу–мужчину! Да разве и в мировой классике много образов творческих женщин?

А.КОЗЛОВА: Орландо у Вирджинии Вульф.

А.БУТЫРЧИК: Консуэло Жорж Санд. Джулия из «Театра» Моэма...

Л.РУБЛЕВСКАЯ:
Но преданность героини Моэма театру трактуется как признак стервозности. От творческой женщины ожидают особенного поведения. Или гром–баба, или гламурная полубезумная стерва.

А.БУТЫРЧИК: Когда в литературу массово пришли женщины, появились и яркие героини. Это видно и по Нобелевской премии, лауреатами которой в последнее время стали Герта Мюллер, Эльфрида Елинек, Вислава Шимборска, Светлана Алексиевич... Но нашей литературе еще нужен яркий образ сильной творческой женщины.


Есть ли параллельная женская история?

А.БУТЫРЧИК: В нашей истории мало узнаваемых женских образов.

А.КОЗЛОВА: На недавно созданной интерактивной карте истории Беларуси упоминаются только мужские имена.

Л.РУБЛЕВСКАЯ: Историю писали мужчины. Но за многими событиями стояли дамы, просто обычно в роли серых кардиналов. И это не только королевские фаворитки и сами королевы вроде Софьи Гольшанской или Боны Сфорца. Среди магнатских жен и вдов хватало, как говорит Адам Мальдис, «крэсовых ваўчыц». Александра Чарторыйская управляла интригами могучей политической группировки, Анна Радзивилл из Сангушек, мать великого гетмана, рано овдовев, тоже была известной интриганкой...

А.БУТЫРЧИК: В общем, женскую историю просто нужно извлечь, написать. Пока «извлекли» всего двух женщин: Барбару Радзивилл и Евфросинию Полоцкую.

А.БУТЫРЧИК: А были ли в Беларуси институции, которые занимались исключительно воспитанием девочек?

Л.РУБЛЕВСКАЯ: Например, монастырские школы бенедиктинок. Одна такая находилась в Минске, где сейчас кинотеатр «Победа», еще в XVII веке.


10 творческих героинь белорусской литературы

Ирина Горева, искусствовед (В.Короткевич, «Нельга забыць»)

Гелена Маевская, актриса (В.Короткевич, «Каласы пад сярпом тваiм»)

Алоиза Пашкевич, поэтесса (В.Ковтун, «Крыж мiласэрнасцi»)

Алоиза Пашкевич, поэтесса (А.Сыс, поэма «Алаiза»)

Людмила Алексеевна, начинающий писатель (А.Федаренко, «Повесць»)

Евфросиния Полоцкая, просветительница (О.Ипатова, «Предслава»)

Малышка, редактор (Е.Попова, «Большое путешествие Малышки»)

Люти, телеведущая (А.Дударев, «Люти»)

Соломея Русецкая, мемуаристка (С.Ковалев, «Чатыры гiсторыi Саламеi»)

Алеся, поэтесса (А.Браво, «Каменданцкi час для ластавак»)


rubleuskaja@sb.by

Советская Белоруссия № 53 (24935). Среда, 23 марта 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter