Гран-при фестиваля «Листопад» получил греческо-болгарский фильм «Урок»

«Лiстапад» преподнес «Урок»

Подведены итоги XXII Минского международного фестиваля «Лiстапад». Главной интригой основного конкурса игрового кино был вопрос, отдаст ли режиссер Вадим Абдрашитов, возглавлявший жюри, Гран–при российской картине «Страна Оз» Василия Сигарева или проигнорирует авторские эксперименты соотечественника? Прокатили. Отметили лишь дипломом виртуозную работу звукорежиссера Владимира Головницкого (звуковая палитра «Страны Оз» действительно заслуживает отдельных аплодисментов).


Однако «Золото «Лiстапада» досталось болгарской ленте «Урок» режиссеров Кристины Грозевой и Петера Вылчанова. Выбор жюри нас нисколько не удивил, в фестивальных репортажах мы уже отмечали эту сильную историю о молодой учительнице Надежде. О том, как она попадает в финансовый капкан и долг перед ростовщиками толкает ее в моральную пропасть. Но слово предоставляем Вадиму Абдрашитову, сразу после вручения приза победителям он рассказал нам о своих впечатлениях от работы на «Лiстападзе»:

Вадим Абдрашитов.
Фото БЕЛТА

— Признаюсь, не ожидал. Очень серьезная программа на фестивале, что делает честь отборочной комиссии и организаторам форума, безусловно. Результаты основного конкурса — это абсолютно единодушное мнение жюри. В картине «Урок» прежде всего очень хорошо написанный сценарий — лучший, на мой взгляд, сценарий в программе, он очень профессионально сделан, в результате чего зритель все время испытывает эмоциональное включение, он сочувствует героине, следит за каждым ее шагом. Отдельно хотел бы отметить просто изумительную работу актрисы Маргиты Гошевой, исполнившей роль учительницы. Для меня стали настоящим открытием как сам фестиваль, так и фильмы, которые мы здесь за неделю увидели. Абсолютно не считаю эти картины арт–хаусными или эстетскими. Все они абсолютно доступны для понимания и соучастия. Поздравляю Минск с таким прекрасным форумом. Если пригласят, с удовольствием приеду на «Лiстапад» еще и еще.

По регламенту фестиваля жюри основного конкурса несколько ограничено в раздаче слонов. Приз «За лучшую женскую роль» у нас вручает жюри кинопрессы. И здесь уж судьи отдали награду Яне Трояновой, исполнившей главную роль в «Стране Оз». Да и как было не отдать? При всей симпатии к Маргите Гошевой из «Урока», Яна — своя, понятная и теплая, при этом самобытная, вытаскивающая на своей харизме все фильмы мужа Сигарева. На представлении картины в Минске, она вновь подкупила зал искренностью, открыто заявив:

— Очень хотим заработать, показать «Страну Оз» зрителям, и Беларусь нам в этом очень помогает. Передайте всем другим людям, чтоб смотрели наш фильм. Я не считаю, что фильмы Василия Сигарева — это арт–хаус, и не понимаю, почему нас не показывают зрителям.

Яна Троянова.
Фото БЕЛТА.

Очаровательная Яна и крик души ее легко понять. Но вряд ли здесь дело в том, что кто–то не показывает или запрещает к просмотру такого рода фильмы. В современном мире трудно себе представить ситуацию, что весь город ринулся в кинотеатры на очередную российскую премьеру и бегом обсуждать ее в соцсетях и офисах — это не модно и не престижно. На торрентах молодежь сегодня ищет и смотрит авторов, о существовании которых большинство российских кинематографистов наверняка даже не подозревают, сварившись в собственном соку.

Современные белорусские фильмы и вовсе сами себя дискредитировали. Если и обсуждались премьеры последних лет, то исключительно в ироничном контексте, где «партизанфильм» был самый щадящий эпитет. В такой ситуации внимание зрителей к национальному конкурсу «Лiстапада», который проводился в этом году во второй раз, стало настоящей сенсацией. На премьерах белорусских режиссеров, чьи имена еще совсем неизвестны, вдруг проявились аншлаги. Интернет–пользователи приходили в кинотеатр «Победа» посмотреть на работы своих кумиров на большом экране. Многие картины, представленные на конкурсе, еще до фестиваля собрали огромное количество просмотров в интернете. Словом, если мы до сих пор не были уверены в возрождении национального кино и не знали, откуда оно придет, то теперь можем быть уверены — из сети, из видеоканалов, где сидят молодые вундеркинды и клепают любопытные фильмы о себе сегодняшних.

Приз «За лучший игровой фильм» в национальном конкурсе вручили режиссеру Никите Лаврецкому за полнометражную ленту «Белорусский психопат». И лучше придумать не могли. Никите всего 21 год, но парень, без сомнений, талантливый, он вовремя смекнул, что не стоит ждать финансовой поддержки от абстрактных институций, нужно всего–то писать умные сценарии и снимать кино на телефон, камеру, что у вас там есть под рукой. Свой успех в столь раннем возрасте Лаврецкий объясняет просто:

Никита Лаврецкий.
 Фото  Владимира Шлапака.

— Если ты хороший режиссер, а не просто человек, у которого есть выход на крутого продюсера или лишние тысячи долларов, то снимешь кино и без всякого бюджета. Мне бы хотелось смотреть как можно больше белорусских фильмов, где был бы виден режиссерский скилл, умение и, главное, старание. Не устаю повторять, что лучшим на сегодня автором в нашем кино считаю Семена Исаева, который работает в интернете под псевдонимом Бродяга Фишай. Он снимает блог о путешествиях, но очень изощренным способом, у него строгая эстетика, без монтажа с музыкой и так далее. Тем не менее его фильмы собирают сотни тысяч просмотров в интернете. За таким кино, считаю, будущее.

Интервью с Никитой Лаврецким, победителем национального конкурса «Лiстапада» смотрите на нашем сайте www.sb.by в культурном видеоблоге. А главным уроком уходящего фестиваля будем считать вот что: ни в коем случае нельзя недооценивать зрителя и отказывать ему в кино эстетском, зрелом и мудром. За последние годы зрительская масса фестиваля окрепла, обрела прекрасные очертания людей со светлыми лицами. На многие сеансы программ игровых и документальных картин было сложно попасть. И это была прекрасная неделя кино. Спасибо всем, кто разделил ее с нами.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 221 (24851). Суббота, 14 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter