Кинофестиваль Лiстапад уже давно позиционируется как международный

«Лiстапад»: послесловие

Кинофестиваль «Лiстапад» уже давно позиционируется как международный...

Кинофестиваль «Лiстапад» уже давно позиционируется как международный. Однако таким, по сути, он стал сравнительно недавно. Для того чтобы понятие «международный» работало по–настоящему, необходимо соблюдать некоторые правила и требования, которые предъявляются к такого рода форумам. Одним из главных условий, обозначенных международной ассоциацией кинопродюсеров FIAPF, является «по–настоящему международный выбор фильмов». К слову сказать, «Лiстапад» получил аккредитацию этой престижной организации всего пару лет назад и признан одним из наиболее важных и интересных среди других 50 международных кинофестивалей. Это значит, что с ним считаются, что мы открываемся миру как новая культурная территория.


Понятие «международный выбор» предполагает не только участие разных фильмов в крупных кинофестивалях, но и обязательно наличие в них тех смыслов, которые имеют отношение к уникальному опыту существования человека в определенном мире, времени, социуме. Не всегда этот опыт может быть понятен сразу или приятен во всех отношениях. Фильмы «Лiстапада» предназначены не для увеселения и праздного времяпрепровождения, а для размышления, для открытия нового содержания, для понимания и осмысления новых магистралей современного мира. Нынешнее кино — это своеобразное зеркало, в котором отражаются не глянцевые картинки, не всеобщая радость и благоденствие, а прежде всего боль и отчаяние, чувство и состояние, жажда любви и «нравственного миропорядка». Это та ситуация «крика», которую уже переживало человечество. «Человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Искусство вопит о помощи, оно зовет дух» — это про экзистенциальное состояние начала XX века. Это же можно сказать и про состояние человека начала XXI столетия. Об этом и лучшие фильмы нашего времени, представленные на «лiстападным» киноэкране. Именно программа феста вызывала искренний интерес зрителей, восхищение профессионалов и неподдельное удивление тех, кто является завсегдатаем кинозалов Канн, Венеции или Берлина.


Впервые на постсоветском пространстве у нас был показан фильм — призер Каннского кинофестиваля этого года «Жизнь Адель» (реж. Абдельлатиф Кешиш). Как бы ни смаковали любители «клубнички» содержание фильма, сразу стоит сказать, что картина совсем не «про это». Французский режиссер тунисского происхождения снял мультикультурный фильм–фреску прежде всего про жизнь, где есть место страсти, страданию, драме, где мучительно соединяются и разрываются традиции восточной и европейской культур, где чувственные образы и символы модерна совершенно органично проецируются на «отталкивающий натурализм» постмодерна, где рядом с разговорами о климате и героях Мариво идут эпизоды настоящей социальной драмы. Самое главное, что в этом снятом в основном на крупных планах фильме не выставляется напоказ тело, а обнажается природа человека в многообразии чувств, эмоций, желаний. «Каждый пишет, что он слышит», — замечательно выразил суть творчества Окуджава. Просмотр фильмов — это тоже творчество, большая интеллектуально–эмоциональная работа. Каждый видит и понимает то, насколько хватает собственного образования, эстетического вкуса. Мы смотрим фильмы, но и картины проверяют нас на культурную состоятельность.


Главный приз фестиваля достался польской картине «Ида» (реж. — Павел Павликовски). Краткое, минималистски оформленное повествование в черно–белой гамме раскрывает бесконечно длящуюся во времени трагедию загубленной нацистами еврейской семьи. Девушка Ида, готовая принять обет в католическом монастыре, узнав о своем происхождении, совершает путешествие туда, где покоятся останки всей семьи. Трагедия Холокоста резонирует не только в судьбе Иды, но и в жизни любого современного человека, способного хоть немного понять, что любой колокол «звонит и по тебе». Беспамятство, социальная неустроенность и ненависть, на благодатной почве которых всходит неофашистская поросль, показана и в фильмах «Эли» (реж. Амат Эскаланте), «Мой пес киллер» (реж. Мира Форнай), «Уроки гармонии» (реж. Эмир Байгазин).


Еще раз о духовности


Как часто произносится это слово применительно к искусству! Поразительно, что кто–то берет на себя такую ответственность, как определение степени абсолютной или частичной духовности, или порицать за отсутствие таковой. Порой грозно озвученное понятие в качестве основного критерия воспринимается в некоторых случаях как приговор. Ведь не всегда фильмы про «доброе» и «светлое» несут настоящий духовный смысл, как не всегда духовность гарантирована тем произведениям (игровым, документальным), где главным героем является священник. Духовный смысл не декларируется в манифестах и лозунгах. Он извлекается из конкретного содержания, будь то в жизни или в искусстве. О духовности, думается, стоит говорить в том случае, если произведение несет созидательную энергию для души человека. Эта энергия может быть получена и от сострадания, от осознания и прочувствования чьей–то драмы, трагедии, от сопричастности к беде, к язвам человека, общества, мира.


На закрытии фестиваля был показан польский фильм «Хочется жить» (реж. — Мачей Пепжица). Очень многим он показался грустным, беспросветным, бездуховным, тяжелым, невыносимым. Главный герой — юноша с заболеванием церебральный паралич. Этот человек ценой невероятных усилий, физических и моральных, вынужден адаптироваться к условиям внешнего мира и который в итоге пытается прокричать то, что ставится многими под сомнение: «Я — человек!» В его борьбе за это звание есть те, которые любовью и состраданием помогают, но есть и другие. Что может быть более духовным, чем любовь человека к человеку в самом высоком — библейском — смысле, что может быть добрее, выше, совершеннее, чем поступок человека в оказании помощи страждущему и беспомощному? Как определить тот заложенный в произведении смысл, который позволяет через приобщение к чужому страданию испытать очищающую силу подлинного катарсиса, — духовен он или бездуховен, беспросветный или все–таки это и есть путь к открытию света в себе?


О том самом массовом зрителе


Кинофестивали, конечно же, рассчитаны на тех зрителей, которые знают, куда и зачем они идут. Массовый поп–корновый кинопоток беспрерывно идет в кинотеатрах. Не хочется обижать словом «элита» любителей телесериального «мыла», но зрительская аудитория фестивалей с качественной кинопрограммой — это действительно элитная аудитория. Карл Маркс был абсолютно прав, когда утверждал, что «наслаждаться искусством может только эстетически образованный человек». Было время, когда в ангарный зал кинотеатра «Октябрь», где проходили первые фестивали, надо было для массовости «загонять» то роты военных, то классы учащихся, когда одним из самых важных критериев состоятельности кинофорума была пресловутая заполняемость залов. За 20 лет на «Лiстападзе» определился свой зритель, подготовленный, мотивированный, по–настоящему толерантный и неравнодушный. Этот зритель покупал билеты, вступал в диалог с авторами, искренне участвовал в голосовании. На последних «Лiстападах» создано естественное диалогическое пространство, когда сразу же после просмотров начинается живой разговор публики с авторами фильмов. И это тоже особенность больших международных кинофорумов, когда в формате Q — A («вопрос — ответ») идет обмен мнениями, впечатлениями.


Утверждение, что на фестивале не показывают «понятные», «чистые» фильмы для «массового» зрителя, на мой взгляд, более чем несостоятельно.


О тех, кто делает фестиваль


Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» делается усилиями небольшой команды. Главными являются все, включая волонтеров. Их немного. За программы фильмов ответственны два человека — Игорь Сукманов (игровая и программа «Лiстападзiка»), Ирина Демьянова (документальная программа). Это настоящие профессионалы. Как известно, фильмы еще задолго до начала форума надо найти, отсмотреть на других фестивалях, договориться об участии на «Лiстападзе», вовремя их заполучить, равно как и участников. На все необходимо много времени, здоровья и, конечно же, денег. Чаще всего эти люди делают работу за счет своего энтузиазма, при отсутствии времени и прочего. Это так очевидно, что процесс подготовки столь значимого и крупномасштабного события должен быть постоянным. А значит, команда должна работать круглогодично. Кстати, FIAPF дает аккредитацию на фестиваль еще при одном условии: при наличии «хороших круглогодичных организационных ресурсов». Наверное, нельзя назвать «хорошими ресурсами» то, что минский кинофорум всегда готовится в последний месяц при полном аврале. А команда ютится на небольшой чердачной площади, на которой порой трудно разминуться, а не то чтобы спокойно работать, вести переговоры, подписывать документы, оформлять свои бухгалтерские бумаги. Нервность ситуации усиливается, когда выясняется, что к началу фестиваля не доходят необходимые фильмы, не доезжают нужные гости, не выдерживаются «высокие стандарты информационного обеспечения» (каталоги, программки, бейджи, флаеры и т.д.). Важно понять, что этот фестиваль стал действительно государственно важным, в полном смысле — статусным событием, которое очень влияет на «репрезентацию позитивного имиджа страны». Эта подготовленная и хорошо слаженная команда могла бы многое делать, что и положено делать до, во время и после фестиваля: организовать дистрибьюторскую кампанию, наладив работу кинорынка; проводить питчинги, развивая институт кинопродюсерства и способствуя развитию национальной киноиндустрии; участвовать в образовательных программах и многое другое. Им надо только доверять, а по возможности — и помочь.


Людмила САЕНКОВА, кинокритик.


P.S. Аккредитация фестиваля «Лiстапад» Международной ассоциацией кинопродюсеров истекает в этом году. Что дальше?

 

Советская Белоруссия №222 (24359). Вторник, 26 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter