Лишние руки?

Могилевским школьникам и студентам тяжело найти работу

Могилевским школьникам и студентам тяжело найти работу


Со студенткой МГУ имени Кулешова Еленой я познакомилась возле городской службы занятости, куда она пришла в поисках работы. «Трудоустроиться самостоятельно не получилось, надеюсь, здесь помогут, — призналась будущий педагог. — Для меня и 100 тысяч — деньги, в нашей семье еще двое детей».


Молодежи, ищущей летний заработок, в службу занятости приходит немало. Кому–то, как Елене, очень нужна подработка. Для кого–то это способ самоутвердиться. А кто–то мечтает о собственных карманных деньгах. Однако мечты многих нынче так и останутся мечтами. Сотрудники службы занятости хоть и стараются помочь каждому, но они не всесильны: заявок от предприятий в этом году поступило намного меньше.


— С проблемой трудоустройства 16 — 18–летних сталкиваемся ежегодно, однако нынешним летом она особенно остра, — не скрывает начальник отдела обеспечения занятости населения управления по труду, занятости и соцзащите Могилевского горисполкома Мария Шапневская. — Тут взрослых брать не хотят, что уж говорить о неопытных детях... Им льготы подавай, с ними возни больше и ответственности. Многие предприятия, с которыми мы сотрудничали, отказались брать на лето молодежь. Остались лишь постоянные партнеры. К примеру, управление «Дорсервис» приняло 40 парней — подсобниками, дорожными рабочими. Для нас и это хорошо. Иные работодатели если и берут студентов, то не больше четырех–пяти.


Сегодня в Могилеве 40 организаторов вторичной занятости молодежи. Вузы, ПТУ, школы, внешкольные учебные заведения, кадетская школа–интернат, областная интернат–гимназия для девочек–сирот, Дом ребенка... На трудоустройство студентов и школьников — закупку материалов, зарплату — по специальной программе из средств Фонда соцзащиты населения выделено 250 миллионов рублей. Обеспечить работой запланировано 700 человек. Около 350 уже ее получили. В их числе — несовершеннолетние. Подростков, как правило, берут в школьные бригады. Они красят классы, благоустраивают территорию, шьют постельное белье.


— Получили социальный заказ на тысячу комплектов постельного белья для двух интернатов, значит, сможем привлечь к работе больше школьников, — объясняет Шапневская. — Предпочтение отдаем тем, кто действительно нуждается в работе: детям из неблагополучных семей, состоящим на внутришкольном учете, в инспекции по делам несовершеннолетних. Несмотря на трудности, планируем трудоустроить около 900 ребят. Помогает «Штаб студенческих отрядов»: сотню наших официантов, кухонных рабочих ждут оздоровительные лагеря, санатории Черноморского побережья. Правда, работать там смогут лишь совершеннолетние.


Найти работу, когда тебе 16 и меньше, сегодня большая удача. Могилевчанке Кате Барановой повезло. На каникулах 14–летняя учащаяся гимназии не только подзаработала, но и получила трудовую книжку. В ней записано: «Принята на работу швеей по трудовому договору в Дом детского и юношеского творчества «Эверест» Октябрьского района Могилева». Эта организация, пожалуй, единственная в городе (не считая школ) берет к себе на лето школьников.


— Довольна очень, не торчать же все лето дома без дела, — радуется девчонка. — В «Эверест» нас с подружками направили из службы занятости. Одну девочку не взяли: шить не умела.


Сколько Катя заработает за июль, пока не знает. Но за 2 недели июня — она шила постельное белье — получила около 90 тысяч рублей.


— И Катя, и другие школьницы — ответственные, прилежные, — хвалит педагог–организатор «Эвереста» Елена Мидянчик. — Пришли к нам не с подачи родителей — достаток в их семьях хороший. Решили сами заработать на карманные расходы. Всего этим летом мы трудоустроили 30 человек, а бывало, брали по 60, 70...


По словам первого секретаря Могилевского горкома БРСМ Елены Большаковой, в их трудовых отрядах — волонтерских, педагогических, строительных, сервисных, сельскохозяйственных — задействовано более 3 тысяч человек. Второй год подряд студенты ездят в Чаусский район — в частный плодоовощной питомник. Зарабатывают прилично. По 800 тысяч рублей и больше получают те, кто трудится в строительной отрасли. Кстати, в стройотряды многие попадают через вузовские штабы трудовых дел.


20–летний Денис Жилинский, студент Белорусско–Российского университета, из их числа.


— В прошлом году работал на могилевском заводе СЖБ–7 учеником, затем — формовщиком–железобетонщиком. За месяц получил 450 тысяч, — рассказывает парень. — В этом году я командир стройотряда строительного факультета, с однокурсниками тружусь на реконструкции оздоровительного центра «Днепр»: занимаемся озеленением, кладем дорожную плитку. Обещали по миллиону. У родителей в августе годовщина свадьбы, у отца — день рождения. Потрачу деньги им на подарки. Да и отдохнуть надо, собираемся с друзьями на Браславские озера.


И трудоустроившиеся студенты, и сотрудники службы занятости уверены: даже при большой конкуренции найти работу хоть и сложно, но можно. Беда в том, что некоторые молодые претенденты чересчур переборчивы: от ремонтных или сельхозработ нос воротят. Что удивляет не только работодателей... 16–летняя Екатерина, которую к службе занятости на солидной иномарке привез отец, за предложение поработать швеей тысяч за 150 в месяц ухватилась сразу. Потому что уверена: легких денег не бывает и в ее возрасте пора учиться быть независимой, а не висеть на шее у родителей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter