Новыми гостями проекта «Кадры жизни» на «Беларусь 3» станут Сергей Ковальчик, Владимир Мозго и Иван Павлов

Лирика жизни

На «Беларусь 3» — новые выпуски проекта «Кадры жизни» 

Трое очень разных, но в то же время немало сделавших для белорусской культуры людей на следующей неделе станут новыми гостями проекта «Кадры жизни» на «Беларусь 3». Во вторник в студию популярной программы заглянет поэт, публицист и переводчик Владимир Мозго. Запись теплой беседы о малой родине, литературе и, конечно, новых произведениях смотрите 5 марта в 17:20. На следующий день будет шанс услышать множество занимательных историй от известного театрального режиссера, художественного руководителя Национального академического драматического театра им. М. Горького Сергея Ковальчика, а в четверг, накануне Международного женского дня, ждем в эфире его коллегу — известного отечественного режиссера, актера и сценариста Ивана Павлова. 

Места, милые сердцу

Уже много лет книги Владимира Мозго учат детей духовности, патриотизму и хорошему вкусу. Два года назад писатель отпраздновал красивый юбилей — 50-летие творческой деятельности. Истоки его поэзии, не скрывает Владимир Минович, все там же — в городском поселке Зельва Гродненской области. Малая родина до сих пор остается для него уголком любимым и неповторимым.

Владимир МОЗГО — автор книг, которые любят. 
— Места у нас чрезвычайно поэтичные: березовые рощи, сосновые боры, лесные родники и озера, Зельвенское водохранилище... С детства любил читать книги, бродить по лесу, слушать лирические песни и колыбельные, которые пела мама Анна Григорьевна. Все это обусловило лиричность моей души. Когда учился в школе, мои произведения начали публиковать в республиканских периодических изданиях, они часто звучали по радио и на телевидении, — вспоминает Владимир Минович. 

Интересно, что в 1997 году писатель придумал для малой родины свой фестиваль — праздник поэзии и музыки «Зэльвенскiя сакавiны». 

— Как-то меня пригласили в Зельвенскую среднюю школу, которую я окончил. Встреча была приурочена к Неделе детской книги. Прошло все очень тепло и душевно. Тогдашний директор школы Юрий Лизунов и заведующая библиотекой Янина Шматко чуть позже предложили расширить формат и приглашать в качестве гостей также художников, композиторов, поэтов… Идея показалась мне интересной. Почему нет? Так наш праздник стал обрастать творческими людьми. В числе первых пригласил друзей, которые сразу охотно откликнулись, — Владимира Марука, Михаила Позднякова, композитора Олега Елисеенкова...

Со временем праздник накопил сил, стал более масштабным и переместился в районный Дом культуры. А поскольку писатель родился в марте (а это еще и месяц, символизирующий пробуждение природы и новые соки, которые дает природе земля), то фестиваль получил название «Зэльвенскiя сакавiны». 

Кроме того, в «Кадрах жизни» Владимир Минович вспомнит и самый первый фестиваль белорусской песни и поэзии в Молодечно, участником которого он был. Подробности — во вторник в 17:20.

Сотни глаз — и все на нас 

Двадцать лет назад на конкурсе творческой молодежи в Гродно Сергея Ковальчика назвали лучшим молодым режиссером страны. Спустя три года в репертуаре Республиканского театра белорусской драматургии появилась его «Адвечная песня» — первая фолк‑рок‑опера на отечественной сцене, которая со временем стала визитной карточкой театра и одной из самых успешных постановок РТБД. После «Адвечкi», как называют спектакль театралы со стажем, директор НАДТ имени М. Горького Эдуард Герасимович пригласил Ковальчика на должность главного режиссера (а после и худрука) театра. 

— Будучи в РТБД, Ростислав Янковский, помню, встал со своего места в зале и извинился перед труппой: «Простите, но мы вынуждены забрать вашего режиссера». Это было в 2008‑м. И вот уже 16 лет я служу любимому театру, — подсчитывает Сергей Михайлович.

К отцу, главному режиссеру Белорусского государственного музыкального театра Михаилу Ковальчику, Сергей Михайлович за советами, к слову, предпочитает не обращаться: 

— Мы с отцом в очень хороших отношениях, но это не значит, что я иду просить у него совета, как ставить спектакль. Иногда, безусловно, мы заводим какие-то дискуссии, чтобы размять материал, который он или я собираемся брать в работу. Но результат этой разминки не может быть каким-то категоричным: мол, делай только так. Наши беседы — это скорее поиск направлений, обсуждение идей. Довести спектакль до ума как режиссеры мы можем самостоятельно. Для этого мне не нужен совет отца, и ему мой тем более. При этом он, конечно, во время бесед всегда обогащает меня новыми знаниями. Так же, как и мама, которая была хорошей актрисой, а сейчас хороший театральный педагог.

Что интересно, Сергей Ковальчик не из тех детей, которые с детства планировали пойти по родительским стопам. Как и все советские мальчишки, долгое время мечтал стать космонавтом:

— Грезил о звездах, любил научную фантастику, запоем смотрел фильмы Ричарда Викторова. О театре не думал. Хотя опыт был. Как‑то мы с мамой приехали к папе, который тогда работал в бобруйском театре. Он попросил меня выйти на сцену: заболел мальчик, который играл в спектакле. И я никогда не забуду того ужасного ощущения, когда смотришь в пустоту и понимаешь, что там сотни глаз — и все они обращены к тебе. В общем, я как‑то доиграл ту сцену, а после спектакля сказал папе, что театр не люблю и работать там не буду.

А вот как и почему его жизнь все-таки повернулась в сторону театра, Сергей Ковальчик расскажет зрителям «Беларусь 3» в среду в 17:15.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter