Линия обороны

Послевоенная судьба окопов в урочище Сетен, что на нынешней городской границе Гомеля, складывалась непросто...

Послевоенная судьба окопов в урочище Сетен, что на нынешней городской границе Гомеля, складывалась непросто. С 17 по 19 августа 1941–го тут полегло немало людей. Точную цифру историки не называют. Предполагают, что около пятисот. Так сложилось, что в мирное время это место оказалось в запустении: любители животных приноровились хоронить в траншеях своих питомцев. Однако недавно у старой линии обороны, похоже, появился шанс на достойное будущее.


На этом участке оборону против танков и пехоты держали сотрудники областного НКВД и ополченцы — рабочие вагоноремонтного завода и «Гомсельмаша», кондитеры со «Спартака», работники других предприятий. Через двое суток часть из них ушла через Сож, большинство погибло. В 1943 — 1944 гг. здесь же располагалась оборона вермахта.


Нынче в урочище субботник проходит за субботником: пионеры и члены БРСМ наводят здесь порядок. Вообще–то изначально планировалось, что молодежь примет участие в восстановлении оборонительных сооружений. Пока ограничились уборкой мусора. Лично я думаю, молодому участнику патриотической организации было бы полезно собственными руками вырыть хотя бы одну ячейку, натереть саперной лопатой мозоль. Попытаться на минуту представить, что чувствовал гражданский человек, которому дали трехлинейку, жменю патронов и посадили в одиночный окоп...


Тем временем в клубе «Честь», которым руководит бывший спецназовец Юнус Рахматов, уборкой как раз не ограничиваются. С идеей восстановить линию обороны они живут уже несколько лет. Добились, что к проекту подключились официальные организации. Возможно, будет и финансирование. А начали ребята с того, что сами рыли окопы, убирали хлам, чертили схему укреплений. Разумеется, предварительно прошлись с металлоискателем. Военных находок практически нет, кроме нескольких гильз. Видимо, это объясняется тем, что немцы из соображений санитарии тщательно убрали последствия боя вблизи города. Из окрестных сел оккупационные власти прислали людей с подводами, заставили собрать трупы. Немцы, по всей видимости, были похоронены в гомельском парке Луначарского. Защитников города, как выяснили следопыты «Чести», сельчане хоронили в братских могилах. Часто ими становились воронки от взрывов авиабомб... Подробностей вообще–то немного. Старики только вспоминали, что многие ополченцы были в белых рубахах.


...Пионеры, позабыв про мусорные мешки, озадаченно толпятся перед памятником с фотографией овчарки. Вот и думай, что со всем этим делать... Рахматов говорит, что, углубляя окопы, его бойцы то и дело натыкались на останки кошек и собак. А недавно информагентства растиражировали необычную новость: при ремонте дороги найдены кости «неизвестного млекопитающего». Это как раз про те места. Загадочное существо впоследствии оказалось набором останков коровы, собаки и курицы.


Долгие годы историческое место представляло собой нечто среднее между импровизированной свалкой и кладбищем домашних любимцев. У Рахматова и руководства молодежных организаций на этот участок большие планы. Планируют довести до ума позиции, укрепить окопы деревом. В конце месяца намерены провести здесь «Зарницу», а 30 мая — впервые реконструировать бой, показать «окопную правду». Поэтому сейчас все в заботах: надо подготовить экипировку, добыть макеты оружия, согласовать пиротехнику. Обещают, что будет на что посмотреть...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter