Личное — в дело

Крупная фирма, учредителями которой являются партнеры из Китая, расширяя производство, объявила о наборе персонала...

Крупная фирма, учредителями которой являются партнеры из Китая, расширяя производство, объявила о наборе персонала. Вакансий много, обещанная зарплата соблазнительна и даже очень, но в главном офисе — абсолютное затишье. Требования к кандидатам высокие? Не без того, конечно. Высшее образование, уверенное пользование ПК, свободный английский, а еще лучше китайский плюс отсутствие вредных привычек... Подобрать кандидата — воплощение всех перечисленных качеств — не так уж просто. Хотя и не невозможно. Быть «с в/о и без в/п» сейчас и модно, и престижно. Но наплыв потенциальных менеджеров свела на нет последняя строка в перечне требований: «Предпочтение отдается соискателям, родившимся в год Собаки».

 

Лошадь — хорошо, Собака — лучше

 

— А чем Лошади не угодили? — задаю вопрос в лоб, после того как все формальности соблюдены и я предварительно признана подходящей кандидатурой. Фактически от карьерного роста и высокой зарплаты меня отделяет единственное, но непреодолимое препятствие — расположение звезд на небе в момент моего рождения. Приходится использовать весь свой дар убеждения: — Я — Лошадь. Хороший знак, тягловый, любую нагрузку выдержит...

 

— Лошадь — хорошо, но Собака — лучше, — смеется на том конце провода сотрудница фирмы, дав таким образом понять, что официальная часть переговоров закончена. — По восточному календарю люди, родившиеся в год Собаки, отличаются особой преданностью. Учредители фирмы среди своих сотрудников хотят видеть именно таких. Они будут не просто «тянуть лямку», а работать с полной отдачей.

 

— За такие деньги (зарплата от 1 тысячи у.е. — Прим. авт.) совсем несложно отдаваться работе полностью. Даже вне зависимости от знака зодиака, — все еще пытаюсь повысить свои шансы на успех.


— Одно дело — «купленная» преданность, совсем другое — врожденное качество. Для наших учредителей это имеет принципиальное значение. А впрочем, приходите.

 

Но я не пошла. Мало ли, изменятся у меня жизненные обстоятельства, вынуждена буду сменить работу. Не хочу, чтобы обо мне думали: «Собака так никогда бы не поступила!»

 

Точки соприкосновения

 

Претенденты на должность с высшим образованием и опытом работы ценились нанимателями всегда. Добавьте свободное владение иностранным языком (иногда и не одним), легкое и непринужденное «общение» с компьютером, наличие водительского удостоверения, приятную внешность, стрессоустойчивость, инициативность, нацеленность на результат — и получится образ современного специалиста, перед которым наниматели готовы распахнуть любые двери. Но и этот ставший уже традиционным набор качеств регулярно расширяется и дополняется.

 

— Был случай, когда белорусско–итальянской фирме, занимающейся разведением садов, понадобился агроном со знанием итальянского языка, — говорит директор консалтинговой компании «Квадрат» Светлана Коростелева. — У наших агрономов и с английским не всегда лады, а уж про итальянский говорить нечего. Несмотря на достойную зарплату, комфортные условия работы, вакансия так и осталась открытой. Зато когда мы подыскивали человека на должность секретаря–референта со знанием венгерского, единственной подходящей кандидатурой оказалась... жена венгерского посла. Она, естественно, от предложения отказалась...

 

Однако основная тенденция последнего времени — желание нанимателя иметь не только квалифицированного сотрудника, но и единомышленника со схожими личными интересами и увлечениями, одинаковыми взглядами на жизнь и даже внешними параметрами. Чтобы, как говорится, точки соприкосновения находились не только в сфере профессиональной деятельности.

 

Наниматели подыскивают «родственные души» по знакам зодиака, цвету волос и глаз. Случается, им важна даже такая мелочь, как... размер ноги будущего коллеги.

 

— Такое специфическое требование к кандидату в менеджеры по продажам в данном случае было логически оправданно, — вспоминает нюансы необычной заявки руководитель кадрового центра «Коллекция открытий» Ирина Шатковская. — Компания занимается продажей обуви. Предполагались многочисленные зарубежные поездки для закупок товара. Поэтому требовалась девушка с «ходовым» размером ноги — 37 — 38, чтобы комфорт и удобство приобретаемых моделей могла в прямом смысле прочувствовать на себе.


Необычных клиентов с ходу вспоминает и Светлана Коростелева:


— Директор одной минской фирмы в заявке на поиск секретаря среди прочих стандартных требований указал «нераспушенные волосы». Когда мы попросили конкретизировать, что же имелось в виду, предприниматель прислал целую подборку фото женских причесок. И пошел еще дальше. К «нераспушенным волосам» прилагались фотографии одежды, туфель, украшений, стиль которых он хотел бы видеть на будущей сотруднице офиса; описание разреза и цвета глаз, формы носа и губ... В общем и целом вырисовывался портрет ведущей новостей центрального телеканала! Зато руководитель другой фирмы искал себе личного секретаря среди претенденток старше 35 лет, обязательно замужем. Оказалось, что в отборе... участвовала жена бизнесмена. Она–то и утяжеляла социальный портрет будущей секретарши семьей и детьми, чтобы оградить супруга от соблазна закрутить с ней роман. Кстати, и вакансия в фирме образовалась с подачи ревнивой жены. Секретаря уволили за то, что она постоянно путала принципиально важные «рабочие» моменты: боссу кофе нужно подавать в черной чашке, чай — в белой.

 

Пунктик на карте

 

Среди необычных пунктов в объявлении о вакансии — проживание в определенном районе. Живущих поблизости от офиса сотрудников все чаще хотят иметь у себя в штате руководители минских компаний. Мотивация проста: пробки становятся неотъемлемой частью мегаполиса, а бесконечные опоздания отнюдь не способствуют эффективности рабочего процесса. Так что требование шаговой доступности хотя и не носит массовый характер, но, похоже, это всего лишь дело времени, убеждены рекрутеры.


Здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек, напротив, — пунктик, на котором делает особый акцент каждый второй работодатель.

 

— Платить за перекуры не согласится ни один уважающий себя бизнесмен или директор госпредприятия, — уверена Ирина Шатковская. — Другое дело, что некоторые руководители относятся к вредным привычкам сотрудников более лояльно при условии, что они не мешают работе, не сказываются на конечном результате. Но уверяю вас, даже если начальник не выдвигает жестких требований относительно пагубных пристрастий кандидата на должность, то при прочих равных условиях предпочтение отдаст тому, кто «чист». То же касается и внешней привлекательности. Отбор идет на подсознании. Но повторюсь, лишь в том случае, если по остальным выдвигаемым требованиям кандидаты равны.

 

Чтобы максимально упростить себе жизнь и не тратить время на заведомо неподходящих кандидатов, иные работодатели требуют прикладывать к резюме фотографию. В объявлениях же на должность официанта, бармена, секретаря ресепшн и личного помощника даже не считают нужным говорить о желаемых внешних параметрах. Модельная внешность считается обязательной по умолчанию.


Дискриминировать изволите?

 

— Дискриминация в трудовых отношениях запрещена законом. На то есть статья 14 Трудового кодекса, — ответ заведующего юридической консультацией Федерации профсоюзов Беларуси Владимира Шелковича особо прихотливым нанимателям. — Ни размер глаз, ни расположение звезд на небе в момент вашего рождения, ни религиозные пристрастия, ни увлечение горными лыжами вместо, скажем, рыбалки не могут стать препятствием для приема на работу, если все остальные требования, касающиеся профессиональной деятельности, соблюдены. И уж тем более наниматель не вправе отказать в трудоустройстве, если вы пришли с направлением от службы занятости. Это правило касается предприятий и фирм всех форм собственности, частных в том числе. По принципу: назвался груздем — полезай в кузов. Предоставляешь рабочие места — будь добр играй по правилам, установленным нашим законодательством в сфере трудовых отношений. (Между прочим, руководитель обязан в двухнедельный срок сообщить службе занятости об имеющейся вакансии. Но работодатели «с фантазией» предпочитают закрывать ее по–быстрому через знакомых или кадровые агентства, чтобы не быть обязанными «брать кого попало». — Прим. авт.)


И все же Владимир Иванович делает оговорку: если «завышенные требования» затрагивают профессиональную сферу, то ни о какой дискриминации речи быть не может. Скажем, наниматель хочет иметь в штате сотрудницу с красивыми стройными ногами. «Кривоножке» откажут на полном основании, потому что предлагаемая должность — модель для рекламы женской обуви. Или же талантливая, но внешне непривлекательная (а тем паче имеющая внешние дефекты) актриса не займет вакантное место в труппе, если поиски направлены на исполнительницу роли доброй феи.

 

— К счастью, привередливых нанимателей с вычурными требованиями у нас не так много, — резюмирует Светлана Коростелева. — Я бы даже сказала, что волна подбора персонала по принципу совместимости знаков зодиака, например, спала, так и не набрав силы. Наш работодатель понимает: успех дела зависит от квалификации сотрудника, а не от его умения вышивать крестиком и петь под гитару.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter